Актуальность темы заключается в том, что современная библиотека, преодолевая ряд определенных проблем коммуникационного, бытового и социального характеров, является достаточно прогрессивной системой, которая по мере своих возможностей приобщается к миру новых технологий, осваивается в современной социально - культурной ситуации, играет одну из основных ролей в процессе формирования полноценной личности, обогащаясь инновационными технологиями и нововведением в области образования и просвещения. Правительство Российской Федерации ставит перед собой задачи дальнейшего развития и преобразования библиотечного дела в современном мире, путем преобразования библиотек классического образца в информационные центры, оснащенные инновационным оборудованием. Подобные явления наглядно демонстрируют необходимость изменения библиотечного дела, как одного из значимого аспекта существования и процветания информационного, индустриального общества. Социальная значимость. Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Она становится необходимой, что является очень важным признаком автономной духовной жизни, вычлененности умственной культуры из еще слабо развитых и недифференцированных массивов в материальной и духовной культурах. Над сущностью библиотеки, которая очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей и других документов, запечатлевших слова и образы, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов. Однако, свойственный специалистам подход к библиотеке, к библиотечному делу отличается профессиональной ограниченностью, пониманием их в культурно-утилитарном смысле, то есть без надлежащей широты представления самой проблемы.Предлагаемое автором исследование представляет собой опыт исследования библиотеки как культурно-досугого учреждения, и опирающийся на широкую источниковедческую и теоретическую базу, представляемую современными науками о книге и библиотеке. На основе этого синтеза, если он удается, только и возможно выработать целостное представление о данной культурной форме, обладающей своей структурой, системой организации, находящейся в эволюции своих институтов, организационных начал, социально- культурных функций.
Цель исследования – изучить процесс становления и развития библиотеки в России как учреждения культуры.
Задачи исследования:
1) рассмотреть исторический процесс возникновения библиотечного дела;
2) изучить сущность деятельности библиотеки, в частности, цели, задачи, принципы, методы, функции работы, структуру библиотеки;
3) проанализировать деятельность современной библиотеки как учреждения культуры на конкретном примере;
4) раскрыть особенность классификации библиотек в России;
5) проанализировать опыт деятельности библиотек в Перми на примере Областной библиотеки имени Горького и библиотеки «Духовного Возрождения».
Объект исследования – становление и развитие библиотек в России.
Предмет исследования – этапы развития библиотечного дела в России.
Методы исследования:
1) теоретический анализ и синтез, позволившие определить структурные элементы и обобщить, сгруппировать разнородные данные по характерным признакам;
2) контент-анализ и проблемно-тематическое изучение различных документов, в которых освящены вопросы, касающиеся становления и развития библиотек в России;
Степень разработанности темы. Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека, однако свойственный специалистам подход к библиотеке, к библиотечному делу отличается профессиональной ограниченностью, пониманием их в культурно-утилитарном смысле, то есть без надлежащей широты представления сущности мира библиотеки. Библиотековедение, как система знаний дает важные результаты, фиксируемые в многообразии определений библиотеки, изучении ее функций, истории, классификации.Однако, с точки зрения автора, необходимо радикальное изменение в самой теории культуры, произошедшее на рубеже XIX и XX веков и приведшее, в частности, к появлению разнообразных культурфилософских и теоретико-культурных подходов, чтобы вопрос о библиотеке как особой культурной форме в контексте других феноменов культуры мог быть поставлен с надлежащей основательностью с точки зрения библиотеки как культурно-досугого центра, а не с библиотековедческой концепции.Исследуя отдельные аспекты по теме становление и развитие библиотек в России, автор научной работы обращается к трудам следующих историков, культурологов, краеведов и работников культуры:К.И. Абрамов, А. Вранеш, П.С. Ричардс, Е.И., Ф.С. Мазурицкий, Е.И. Кузьмин, А.Д. Воройский, И.Ю. Багрова, В.Р. Фирсов, Б.Ф. Володин, О.Д. Голубева, М.С. Филиппов, М.Н. Куфаев, А.Г. Глухов, Р.С. Мотулъский, Т.Ф. Берестова, Б.Ф. Володин, Д. Равинский, В.Е. Васильченко, М.И. Слуховский, М.В. Кукушкина, Б.В. Банк, М.В. Пенчко, В.И. Собольщиков, В.И. Стефанович, А.Н. Ванеев, Н.А. Рубакин, Н.С. Карташов, Ф.О. Ещенко, И.Б. Симановский, М.В. Варфоломеева, О.С. Чубарьян рассматривают в своих работах историю возникновения и развития библиотечного дела;
Структура курсовой работы. Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, каждый их которых имеет по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе рассматривается исторический процесс становления библиотечного дела в России как неотъемлемого элемента функционирования современного информационного общества, начиная с X века и по сей день. Вторая глава раскрывает сущность работы библиотеки в различных аспектах её деятельности как социального института, имеющего свою специфику работы и организации. В третьей главе автор анализирует процесс становления библиотечного дела на примере Пермского края, приводит примеры конкретных библиотек областного и районного значения для более детального рассмотрения общих понятий и особенностей, рассмотренных во второй главе работы.
В заключении даются основные выводы по исследуемой работе.
Приложение содержит таблицы, иллюстрирующие положение дел в библиотечной сфере в различные хронологические отрезки, иллюстрации.
Другие публикации:
Классический период
Переход от архаики к классике ( VI-V вв. до н.э.) был к значительной мере обусловлен социальными и политическими изменениями в обществе. В результате в мировоззрении греков наметился переход к качественно новому осмыслению мира, что прояв ...
Изобразительное творчество и архитектура
Основные параметры, описывающие любую культуру в истории человечества, ее характер – пространство и время, впервые зафиксированы в его изобразительном творчестве и ритуалах, которые являлись неотъемлемыми частями древнего мифа. Интересен ...
Московские памятники
Московские памятники имеют давнюю историю. На Руси издревле значительные исторические события увековечивались строительством церквей, соборов, часовен, основанием монастырей. Так, Новодевичий монастырь был основан в честь взятия Смоленска ...