Современное общество характеризуют как информационное. В последнее десятилетие информация приобрела особое значение и стала определяться как важнейший стратегический ресурс развития общества. Исходя из этих тенденций и ставя перед собой задачу выхода области на более высокий уровень научного, технического, технологического и культурного развития, необходимо переосмыслить и качественно изменить деятельность социальных институтов, функционирование которых связано с созданием, хранением и передачей информации, а в конечном итоге знаний, накопленных человечеством, и в первую очередь - библиотек.
Поэтому сегодня перед библиотекой стоят следующие задачи:
1) создание на базе внедрения новых информационных технологий Публичного интеллектуального центра;
2) восстановления на базе уникальной, мемориальной части фонда фундаментальной научной библиотеки, способствующей науке и фундаментальному образованию;
3) создание мощного информационного центра, одним из основных направлений деятельности которого станет информационное обеспечение инновационного развития;
4) уменьшение разрыва между «информационно имущими» и «информационно неимущими» членами общества, что позволит отчасти снизить социальный накал в обществе путем создания общедоступного «интеллектуального центра», что является важным социально - культурным фактором;
5) создать условия для обеспечения комфортного и оперативного доступа к разного рода информации, как на традиционных носителях, так и на машиночитаемых: CD, DVD, аудиокассеты, видеокассеты, микрофиши, мультимедийные и голографические документы;
6) привлечение новейших технологий по осуществлению сохранности фонда, в частности климат-контроль, контроль влажности;
7) проведение мероприятий по защите документов от несанкционированного выноса посредством маркировки документов специальными маркерами и установки детекторных панелей в контрольно-пропускных местах;
8) В целях обеспечения сохранности фондов необходимо разнообразить деятельность по научной консервации фондов библиотек, переводить печатные документы в машиночитаемую форму для обеспечения широкого доступа к сетевой электронной информации;
9) усовершенствование системы безопасности, защищающей от стихийных бедствий и террористических актов (внедрение новейших технологии предупреждения пожаров и пожаротушения, системы видеонаблюдения);
Основные формы работы библиотеки:
1) предоставление различных каталогов для ознакомления с фондом библиотеки и выбором необходимых документов;
2) выдача книг на дом;
3) возможность оставлять заявки на отсутствующую в данной библиотеки литературу для поиска документов в других библиотеках;
4) дискуссии;
5) лекции;
6) тематические вечера;
7) беседы;
8) выставки картин, книг, фотографий, периодических изданий, исторических артефактов;
9) реклама фондов библиотеки и проводимых в ней мероприятий;
10) выездная форма работы;
11) составлений библиографических списков для читателей;
12) поэтические и музыкальные вечера;
13) видеопредставления.
В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» в Российской Федерации функционируют следующие виды библиотек:
I) учрежденные организациями государственной власти всех уровней, органами местного управления, юридическими и физическими лицами;
II) в соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются я основные виды библиотек:
1) учрежденные органами государственной власти:
федеральные,
библиотеки субъектов РФ,
библиотеки местных и иных федеральных органов исполнительной власти;
2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
3) библиотека Российской академии наук, библиотеки других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;
4) специализированные библиотеки (предприятий, учреждений, организаций, профсоюзов, музеев);
5) частные библиотеки;
6) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
7) национальные;
8) библиотеки высших учебных заведений;
9) учебные;
10) массовые, общедоступные (народные) библиотеки;
11) научные;
12) детские;
13) юношеские;
14) для взрослых;
15) ведомственные;
16) отраслевые;
17) многоотраслевые;
18) универсальные;
19) специализированные библиотеки гуманитарного профиля;
20) библиотеки естественнонаучного профиля;
21) библиотеки технического профиля;
22) сельскохозяйственного профиля;
23) медицинского профиля.
Наблюдается беспрерывный процесс дальнейшего дробления функций и структур производства науки, образования, углубляется их специализация в результате чего наблюдается постоянное усложнение типологических структур библиотеки.
Другие публикации:
Письмо о пожаре в «Глобусе»
«А теперь я развлеку тебя рассказом о том, что случилось на этой неделе в Бэнксайде. Актеры Его Величества играли новую пьесу под названием «Все истинно» (Генрих VIII), представляющую основные моменты правления Генриха VIII. Постановка бы ...
Структура библиотечного дела
Целью изучения данной главы автор ставит анализ работы библиотеки как социального института, что включает в себя ознакомление с целями работы библиотеки, методами работы, задачами, функциями, средствами, принципами функционирования.
Изуч ...
Особенности различных картин мира
Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:
· масштабность;
· чёткость;
· эмоциональная окрашенность;
· свет и мрак;
· присутствие прошлого, настоящего и будущего;
· ана ...