Первые библиотеки на Руси появились в период образования древнерусского феодального государства – Киевской Руси. Уровень культуры и просвещения на достаточно высоком уровне, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Владимире и других городах широкое распространение получили письменность, переписка древнеславянских и перевод иностранных книг.
Книги и другие памятники письменности X – XI веков собирались великими князьями и высшим духовенством, в церковных соборах, монастырях и в мастерских для переписки книг. Ярослав Мудрый, согласно летописи, пригласил в Киев множество писцов для переписки славянских и перевода греческих книг, часть из которых он «положи в святой Софии церкви» [14], основав, таким образом, как принято считать, первую библиотеку на Руси. Однако вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным окончательно. Известно, что книги, написанные «роусьскыми письмены», то есть на древнерусском языке «обрел» в Херсонесе – Корсуни изобретатель славянской азбуки Константин (Кирилл) Философ. В X веке появляются храмы, являющиеся хранилищами богослужебных книг.
Число библиотек стало резко увеличиваться в первой половине XI века, во времена княжения Ярослава Мудрого, просвещения на Руси достигло своего апогея – были организована массовая переписка и перевод литературы, стали повсеместно открываться школы. Существовали библиотека при Ильинской церкви, Софийском соборе (часть книг которой сохранилась и находиться в Государственной Публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова- Щедрина в Санкт- Петербурге). Одной из самых древних и значительных библиотек Киевской Руси по праву считается библиотека Киево-Печерского монастыря.
О составе книжного фонда библиотек того времени не сохранилось почти никаких сведений, в большинстве своем это религиозный произведения, богословские сочинения, библейские книги, поучения христианских писателей, богослужебная литература, переводная религиозная литература, жития святых, книги исторического содержания, философские и натурфилософские сборники, сочинения по географии, переводы греческих и латинских романов и повестей («Александрия», «Девгениево деяние»). Немаловажное значение имели государственный документы, исторические сказания, былины. «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Сказание о Борисе и Глебе» и другие. Было уничтожено большое количество неугодной церкви литературы, множество драгоценных книжных собраний погибли во время междоусобных войн и войн с иноземными захватчиками, что-то было расхищено или уничтожено пожарами.
Библиотеки феодальных государств на Руси служили орудием распространения и укрепления религии – идеологической основы феодального общества. Это были учреждения ограниченного пользования, обслуживающие главным образом могущественных феодалов и духовенство. Но новейшие археологические изыскания позволяют утверждать, что грамотные люди имелись и в среде простых людей, о чем свидетельствуют надписи на предметах домашнего обихода, стенах зданий и соборов.
Другие публикации:
Культура Крита
В начале I тысячелетия до нашей эры древневосточные цивилизации (в частности египетская) вступили в полосу упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Но еще в III-II тыс. До н.э., т.е. о ...
Законы и суд в Древнем Вавилоне
Однажды ( в 1902 г.) французские археологи нашли на развалинах города Сузы закругленный базальтовый столб около 2 м высоты. На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с бородами в длинных одеждах. Один из них в ...
В Большом, но изредка на сцены любимого театра
После Зигфрида в "Лебедином озере" больше ни одной новой роли в балетах Григоровича Лиепа не получил: репетировал, но не получил возможности станцевать Курбского в "Иване Грозном", не был занят и в новой версии "Р ...