Найдя первооснову в «литературе факта», «художественный документализм» стал одним из направлений мирового кинематографа и театрального искусства. Амплитуда этого направления приобрела большой диапазон — от монументально-патетических произведений публицистического плана до интимно-лирического (к примеру, «Милый лжец» Д. Килти).
Последовательность работы над художественной обработкой документа обычно такова:
изучение характера материала, исследовательский анализ явлений, отбор, монтаж фактов, авторский комментарий;
определение специфичности задач, поставленных перед автором материалом, и задач, определенных самим автором: документ и художественный образ, их взаимопроникновение, их взаимосвязь, публицистичность;
нахождение документу действенных драматургических функций — когда тот или иной документ становится динамическим фактором драматического действия.
Все эти компоненты являются составными в понятии «художественный документализм».
В утверждении этого направления в искусстве властно сказалось само время, устремления нашей эпохи. Исследователи утверждают, что никогда еще не знали подобного интереса к подлинному документу, ибо подлинностью документа, свидетельствующего о достоверности исторического события или жизненного материала, проверяется истина.
Факты — это правда. Объективная, не подверженная влиянию, фальсификации, «ретуши». Искусству нашей эпохи присущ обостренный интерес к объективным фактам, оно напряженно ищет правдивые ответы на многие вопросы новых поколений, приходящих в жизнь. Поэтому «художественный документализм» сегодня приобрел такую неоспоримую силу в искусстве, став сильным, действенным орудием в руках публицистов.
Много слагаемых в создании сценария концертного действия. Здесь идея, и сюжет, и общий драматургический «ход», и жанровое определение массового действа, и органическое слияние художественных и документальных материалов, и сплав слова, музыки, песни, танца, изобразительного искусства, света, киноматериалов, пластики, и определение общего темпо-ритма представления, и наполнение эпизода разножанровыми номерами, сцепка эпизодов в единую драматургическую конструкцию. С помощью монтажа все эти компоненты сценария должны быть выстроены в действенную линию, где каждый элемент действия постоянно взаимно влияет друг на друга, находясь в тесной связи.
Краеугольный камень в создании сценария концертной драматургии — это монтаж номеров, т. е. монтажная структура, объединяющая различные эпизоды и номера в единое целостное произведение зрелищного искусства.
В сценарии, как правило, на первоначальном этапе должен быть определен его «ход», стиль, ритм, а также общий характер будущего представления. Через сценарий должна красной нитью идти основная тема, цементирующая как сценарий, так и все представление в целом. Драматургический «ход» будущего спектакля, который необходимо найти в сценарии, многое определит как в общем развитии действенной линии, так и в детальной разработке эпизодов.
Но сценарист должен выстроить действие праздника, его драматургию, используя позитивный материал. Это представляет добавочные трудности, ибо поиск единой динамической структуры в этом случае требует высокого драматургического мастерства и составляет одну из главных задач, стоящих перед сценаристом.
Драматургическое произведение, по определению А. В. Луначарского, должно «дать в результате изображаемых конфликтов какой-то вывод, какую-то художественную суть, какой-то результат прошумевших перед нами событий». И еще очень важное наблюдение: «Когда мы присматриваемся к драматургии, то видим, что ей больше, чем всякой другой области искусства, присущ диалектический характер .».
Другие публикации:
Живопись: традиции и новации
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. На смену символизму пришел акмеизм. Акмеисты, в отличие от символической туманности, провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно т ...
Пространственно–временная
динамика культуры. понятие аккультурации
Динамика Культуры - изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках которого изучаются п ...
Жанровая палитра танцевального искусства
Новое отношение к танцу во времена Ренессанса вызвало появление многочисленных танцевальных жанров. Если судить по наименованиям пьес, помещенных в различных нотных собраниях, практических руководствах и трактатах, то картина получается н ...