В левые окна автобуса, перед рекой Мойкой Вы можете видеть Строгановский дворец.
Из дворцов, построенных Растрелли для елизаветинских вельмож, сохранились только два: графа Михаила Илларионовича Воронцова и барона Сергея Григорьевича Строганова. Оба относятся к поздним творения архитектора.
О которых, тем не менее, судить сложно. Это было время больших перестроек. Среди всей этой ломки сохранило в неприкосновенном виде свой внешний облик, пожалуй только одно из поздних творений Франческо Бартоломео Растрелли - городской дом барона Сергея Строганова.
Архитектура дворца в высшей степени типична для Растрелли и представляет как бы переход от плоской трактовки Летнего дворца к рельефной, "скульптурной" манере его последних построек. Это постепенное движение от плоскости к архитектуре масс чрезвычайно характерно для эволюции растреллиевских форм. Он начал с широких гладких стен, декорированных только слабо выступающими пилястрами, очень скромно профилированными - таков Митавский дворец. В Летнем дворце вынос пилястр и вообще лепной декорации уже решительнее и определеннее.
Здание является выдающимся памятником барокко. Центр главного фасада выделен ризалитом с парными колоннами, красоту фасада подчеркивают кованые железные решетки под окнами бельэтажа. Выразителен и пластичен скульптурный декор.
Род Строгоановых был старым и сказочно богатым. Им принадлежала большая часть солеварен и горных разработок России. Предания гласят, что еще в XV веке у Строгоновых было достаточно средств, чтобы выкупить князя Василия Темного из татарского полона.
2 ноября 1752 года Сергей Григорьевич Строганов сообщил сыну Александру, отъехавшему в Европу на учебу: «Наш петербургский дом сгорел до основания и на том же месте я начал строить новый и такой огромный и с такими украшениями и внутри и снаружи, что удивления достойно».(6)
Перед Франческо Бартоломео возникла увлекательная задача: с одной стороны, возвести не дворец, не усадьбу, а дом, достойный богатого и сиятельного вельможи, а с другой - ничем не нарушить предписания властей о внешнем облике Невской першпективы. И еще: чтобы вид дома с набережной реки Мойки был столь же пристоен и величественен, как и со стороны Невского.
Дом Строганова – первый частный дом, сооруженный Растрелли в системе регламентированной городской застройки. Первый и единственный сохранившийся.
Он сразу же привлекает к себе внимание среди близлежащих строений Невского проспекта.
Богатый и образованный, Сергей Григорьевич Строганов не жалеле средств на строение его нового дома. Сжигаемый нетерпением, он даже сумел уговорить Архитектора временно поселиться в недостроенном дворце. Пусть ежедневно и ежечасно наблюдает за ведением работ. И архитектор согласился.
Реставрация дворца продолжается и сейчас, в отреставрированных залах размещены экспозиции и выставки Русского музея.
Начатый через три года после закладки дворца Воронцова, дом Строгановых завершен строением на три года раньше.
Давайте же выясним историю строения дворца Воронцовых.
Другие публикации:
Основные ценностные доминанты античной культуры
Существует несколько отличительных черт античной культуры. Во-первых, пантеизм. Греки и римляне верили во множество богов. Религия – фундамент любой культуры. Если сравнивать античную классику и средневековье, то разница в мировоззрении б ...
Искусство первобытного человека. Начало исследований
Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в свое время явилось настоящей сенсацией. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского ...
Преобразования библиотечной науки в 18 веке
В первой четверти 18 в. дело просвещения в значительной степени переходит от духовенства к государству. . При школах создаются школьные библиотеки.
В своём трактате “Духовном регламенте” в издаваемых правительством Петра Первого законах ...