Культурная система барокко

Культура Нового времени » Культурная система барокко

Страница 2

Распространенным жанром в изобразительном искусстве Голландии становится бытовая живопись, творцы которой получили наименование «малых голландцев» из-за непритязательности сюжетов и малого размера картин. Знаменитый голландский портретист XVII в. - Франс Халс (ок.1580-1666). Вершина голландского реализма – творчество Харменса Ван Рейна Рембрандта (1606-1669), который писал на религиозные сюжеты («Вирсавия» и др.) и экспериментировал с изображением своего лица, создав серию автопортретов.

Литература барокко.

В середине XV в. в Испании зародился новый жанр, который существовал повсеместно в Западной Европе вплоть до сер. XVII в. – плутовской роман. Плутовской роман изображал грубую реальность, в которой действует антигерой - проходимец, шарлатан, авантюрист. Открывает серию плутовского жанра повесть анонимного автора «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (1525-1526), который представляет собой «автобиографию», отражающую все стадии «искусства жить»: среди лжи, обмана, невзгод и злоключений, завершающаяся осознанием тщетности понятий чести и долга.

«Гусман из Альфараче» (1599-1604) Матео Алемана – классический образец плутовского романа, испанская действительность с ее сутенерством и нищетой представлена здесь в гротескном виде.

Другие известные писатели данного жанра: Франсиско де Кеведо, Луис Велес де Гевара, Алонсо Кастильо де Солорсано и др.

Литература барокко представлена также жанром исторического романа. Так, в романе Ганса Якоба Кристофа Гриммельсгаузена (1621-1676) «Симплициссимус» (1668) были отражены ужасы Тридцатилетней войны (1618-1648), опустошившей Среднюю Европу и прежде всего Германию. «Симплициссимус» наполнен различными «учеными» сведениями: примеры из древней истории, свидетельства античных писателей, факты из естественных наук, медицины, астрологии и демонологии.

Литература XVII в. рисует картину хаотически расщепленной действительности, стремясь к ее энциклопедическому охвату. И поэтому исторический роман сознательно тяготеет к энциклопедически полной передаче действительности.

Стиль литературы XVII характеризуется эмблематическим типом мышления, который истолковывает вещи не в их реальных связях, а в специальных контекстах, выдающих аллегорический смысл. Например, лягушка, зимующая под землей, а весною оживающая, есть аллегория «воскресения во плоти»; крокодил, выползающий из яйца, - аллегория «быстрой перемены судьбы к лучшему» и т.д.

Вместе с тем в развитии западноевропейского общества наблюдались кризисные тенденции: эпидемии чумы в Милане в 1630-1631 гг. (умерло 60 тыс.человек), в Лондоне в 1664-1665 гг. (умерло 70 тыс.чел). Голод, сокращение питания, спекулятивный рост цен на продукты в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 ) уменьшили население Германии на 40%.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Балеты П.И. Чайковского
Балеты Петра Ильича Чайковского – цельные, строго продуманные произведения. В них невозможно менять последовательность танцевальных номеров, делать вставки из произведений других авторов. Они связаны единым замыслом. Их называют «балеты-с ...

Танец в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения большое значение приобретает бытовой танец. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигавшие порой необычайной яркости и великолепия. В дворцовых залах итальянских вельмож устр ...

«Дилижанс»
Вестерн (англ. western - «западный») – чисто американский жанр. Хотя его сюжетные схемы использовались в других странах, настоящий вестерн может быть снят только в США, поскольку неразрывно связан с историей страны. Во второй половине 60- ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы