В XIX в. название «Беларусь, Белоруссия», наконец, закрепилось за всей территорией нашей ныне суверенной страны (еще в XVIII в. оно относилось преимущественно к ее восточным областям). В течение нескольких десятилетий после присоединения белорусских земель к Российской империи в их культурной жизни продолжал господствовать польский язык. Самой массовой конфессией оставалось униатство. В значительной мере сохраняла свои позиции Римско-Католическая Церковь.
Переломным моментом стало восстание 1830 – 1831 гг., имевшее целью восстановить независимость Речи Посполитой. После его подавления имперские власти решили устранить по возможности все источники и проявления польского и литвинского (белорусского) сепаратизма. Был закрыт Виленский университет (до 1802 г. – Главная школа ВКЛ), осуществлялась тотальная руссификация системы образования. Власти также поддержали движение среди униатов за переход в православие. На Полоцком соборе 1839 г. униатское руководство объявило о воссоединении своей Церкви с Русской Православной Церковью. Правда, не все верующие захотели добровольно возвращаться к «вере предков» - многих пришлось принуждать полицейскими методами. При этом массово уничтожались предметы униатского культа, в т. ч. имеющие значительную историческую и художественную ценность.
События конца XVIII – начала XIX вв. остро поставили вопрос о национально-культурной идентичности белорусов, об их месте в истории. Статус официальной идеологии получила концепция западноруссизма (такое название ей дали позднейшие критики), которую в Беларуси разрабатывали историки М. Коялович (1828 - 1891), И Григорович (1792 - 1852), А. Сапунов (1851 - 1924). Согласно этой концепции белорусы наряду с великороссами и малороссами (украинцами) являются ветвью единого русского народа. Белорусская культура рассматривалась, соответственно, как вариант русской культуры, более или менее интересный. Западноруссизм утверждал естественно-исторический характер пребывания белорусов в составе Российской империи и в лоне Православной Церкви.
Альтернативная точка зрения утверждала существование самостоятельного белорусского этноса, имеющего оригинальные традиции языка и культурной жизни. К такому взгляду на белорусов склонялись многие ученые (историки, этнографы, языковеды), например, И. Носович (1788 - 1877), А. Киркор (1818 - 1886), Е. Карский (1860 - 1931). Его отстаивали участники революционно-демократического движения, такие как К. Калиновский (1838 - 1864), один из вождей восстания 1863 – 1864 гг., и члены Белорусской Социалистической Грамады (под таким названием она существовала с 1903 г.).
Исключительно важной формой выработки национального самосознания белорусов стала литература. А. Мицкевич (1798 - 1855), автор поэм «Деды», «Пан Тадеуш» и др., Я Борщевский (? - 1851), автор прозаического цикла «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», В. Дунин-Марцинкевич (1808 - 1884), автор пьес «Крестьянка», «Пинская шляхта» и др., хоть и писали все больше по-польски, но постоянно обращались в своем творчестве к темам и образам белорусского фольклора, к особенностям народной речи. Я. Чечот (1796 – 1847) издал шесть сборников «Крестьянских песен» (на языке оригиналов и в переводе на польский) и сам стал писать стихи на белорусском языке, вернув его тем самым в сферу высокой культуры. Вершиной белорусской литературы XIX в. часто называют творчество Ф. Богушевича, поэта и писателя остро социальной направленности. Не имея возможности публиковаться на территории Российской империи, он вынужден был издать свои стихотворные сборники «Дудка белорусская» и «Смычок белорусский» за границей.
Другие публикации:
Реализм
В начале столетия складывается реализм – вторая ведущая художественная система в искусстве XIX в., которая развивается параллельно с романтизмом и в тесном взаимодействии с ним. Писатель-романтик стремился расширить границы литературы, вн ...
Понятие «смысла»
Смысл — это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из неё пользу. И, наоборот, по незнанию вещь мо ...
Детские парки
Детские парки представляют собой озелененные территории с благоприятными санитарногигиеническими условиями, предназначенные для игр, развлечений, занятий физкультурой и культурнопросветительной работы с детьми школьного возраста в свободн ...