В начале XX в. появилась целая плеяда талантливых литераторов, выступавших за белорусское национально-культурное Возрождение: М. Богданович, М. Горецкий, Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич (Тетка) и т. д. Открылись издательства, специализирующиеся на белорусскоязычных книгах («Заглянет солнце и в наше оконце» и др.), и белорусскоязычные газеты («Наша нива» и др.). Громко зазвучали требования допустить белорусскую речь в школу. Но час «Белорусского Возрождения» был недолгим. Распространению его идей мешал недостаток собственно белорусской интеллигенции и буржуазии (в городах Беларуси белорусы находились в меньшинстве, уступая, прежде всего, евреям!). «Возрожденческий» порыв не встретил активной поддержки в Православной и Католической Церквах, а также в основных политических партиях (в Бунде, у большевиков, меньшевиков, эсеров…), тем более, к нему враждебно отнеслось государство.
И все же в целом период XIX – нач. XX в. оказался небезуспешным для развития культуры в Беларуси. Повысился общий уровень образованности населения, разнообразились его культурные запросы. Помимо уже названных писателей, поэтов, ученых, которые достойно представляли тогда отечественную культуру, можно упомянуть и много других имен: художников К. Альхимовича, Н. Селивановича, А. Гаравского; создателя национального профессионального театра – «Первой белорусской труппы» - И. Буйницкого; историка М. Довнар-Запольского; физика Наркевича-Едки и т. д.
И не стоит упрощать и окарикатуривать тогдашнее белорусско-русское взаимодействие на культурном поприще. Неправильно сводить его к формуле: «Хцiвыя суседзi парасцягвалi нашы скарбы, прысвоiлi нашы святынi, зрабiлi yсе, каб адбiць нам памяць i г. д.». Например, русские аристократы, графы Румянцевы и князья Паскевичи, имея владения в Гомеле, активно занимались здесь благоустройством города и меценатством. Важнейшими достопримечательностями Гомеля до сих пор являются выстроенные ими дворцово-парковый комплекс и Петро-Павловский собор.
Революция 1917 г., сокрушившая Российскую империю, изменила и судьбу Беларуси. В истории восточнославянской культуры начался новый этап.
Другие публикации:
Танцы XVIII века
Уже к началу XVIII века балет мигрировал из Французского Двора в Парижскую Оперу к разностороннему театральному деятелю Жану-Батисту Люлли, который «сохранил основной концепт балета – сложносоставность формы, в которой танец является неот ...
Конструктивизм в одежде
Конструктивисты предложили беспредметный орнамент для набивных тканей. Внедрение в быт тканей с новыми рисунками было одним из направлений организации социалистического быта. В 1924 г. Л. Попова и В. Степанова на Первой ситценабивной фабр ...
Культура Древнего Египта: религия, идеология, искусство
По сред. и ниж. течению р.Нил – цивилизация древ. Египет. Цивилиз. сложилась в 5-4 тыс. до н.э. Периоды:
I. 4 тыс. до н.э. – медно-камен. век. Есть фараоны, выращивают пшеницу, ячмень, виноград, имеют ткац. станок, ткут льняную одежду, и ...