Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему, зверю, покровителю рода. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анибус с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войны Сохмет, Анибус с головой шакала, Собека с головой крокодила. Следует обратить внимание на большое количество женских божеств, что связано, по-видимому, с сохранением сильных пережитков матриархата у древних египтян. В дальнейшем, пережитки тотемизма проявились в особом отношении египтян к животным. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах, до сих пор сохранились кладбища священных коров, кошек, крокодилов. Священными считались жуки-скарабеи. После этого не следует удивляться изысканному анимализму древнегипетских художников.
Начало единого культа египетских богов наметилось еще в эпоху до объединения Египта, в додинастический период. Признание богов, которые были распространены в Египте в эпоху феодалов, получило признание на глазах истории. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа. Централизация культа была выражением, и, в то же время орудием централизации государственной власти. Такими богами были сокол Гор, Птах, Ра, Амон, Нейт.
Но не только боги-покровители городов становились общеегипетскими богами. Многие местные божества становились покровителями того или иного рода деятельности. Тот (ибис) стал покровителем писцов и ученых, Анибус – богом загробного царства, Сохмет – богиня войны, Мин – покровитель иностранцев.
Боги были привязаны к космическим явлениям. Большинство богов связаны были с солнцем: Ра, Гор, Осирис, Амон, Анхер, Собек. С луной были связаны: Тот, Исида, Хонсу. С небом: Хатор, Нут. С землей – Мин и Геб.
Земледельческие культы. Одним из древнейших пластов комплекса египетской религии являются народные земледельческие верования и обряды. Несомненно, центральной фигурой этого культа был Осирис, тесно связанный с культом плодородия. Осирис постоянно изображался с растительными элементами: с цветком лотоса, с виноградной лозой и т.д. Существовал миф о воскрешении и смерти Осириса. Согласно легенде, бог Осирис был фараоном Египта, но был предательски убит своим братом Сетом. Тело Осириса разрубили на части и разбросали по всему миру. Сестра-жена Осириса Исида собрала все части тела Осириса и родила сына Гора. Гор одолел Сета и воскресил отца. С образом Осириса тесно связана богиня плодородия Исида. В эллинистически-римскую эпоху культ Исиды был настолько популярен, что успешно соперничал с христианством. Образ Исиды нашел некоторое воплощение в образе девы Марии.
Погребальный культ. Погребальный культ первоначально не отличался от аналогичных культов в других странах. Он стал меняться во времена династий.
Могилы-гробницы постепенно делаются все больше, сложнее, возвышаясь над землей.
Тела стали подвергать бальзамированию и мумификации.
Был разработан ритуал захоронения, который был связан с появившимися сложными религиозно-мистическими верованиями в загробную жизнь и о посмертной судьбе души человека
По верованиям египтян со смертью человека умирает только его тело, а душа остается жить. Душа человека рассматривалась как некое начало жизни, внутренняя энергия. Считалось, что после смерти человека его душа может существовать только при сохранении тела, поэтому такое значение придавали мумификации. Душа не была однородной, а состояла из трех частей: «рен» – имя, «ка» – второе «Я» человека, таинственный двойник, и «ба» - наиболее отдаленная часть души человека, часто воплощалась в виде животного. В эпоху Среднего царства появляется идея загробного воздаяния, суда над душами умерших. Согласно легенде, суд совершал Осирис, Анибус, Тот и страшное чудовище, пожирающее осужденные души, и боги 42 номов. Т.е. появляется идея нравственной ответственности человека и связь ее с верой в страшный суд.
Другие публикации:
Наука в Древней Греции
Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для Гиппократовой медицины характер ...
Научные исследования
После восстания 1863 года возрос интерес прогрессивной интеллигенции к истории, быту и культуре населения Беларуси.
По-прежнему значительный вклад в изучение края вносили ведущие научные центры России – Академия наук, Московский и Петерб ...
Интерпретации
В последние годы Босх стал едва ли не самым популярным и загадочным западноевропейским художником прошлого. О нем написаны десятки книг, сотни статей и брошюр. Любопытно, что ни один художник не воспринимался столь различно. Каждый автор ...