Онтология культуры

Материалы » Понятие культуры, ее структура и функции » Онтология культуры

Широко распространенным да недавнего времени считалось деление культуры на 2 составляющие: материальную и духовную. Данная установка сформировалась под воздействием марксистской теории и необходимо отметить, что достаточно прочно утвердилась в массовом сознании. Разделение культуры просто на материальную и духовную не обозначает, что первая является только материальным образованием, а вторая – только духовным. В действительности продукты духовной культуры материализованы, так как иначе бы они просто не смогли существовать, а в материальной культуре выражаются духовные цели, планы.

Нельзя однозначно утверждать, что такой подход является неправомерным, в данном случае фиксируются самые содержательные, существенные, принципиальные различия между двумя типами деятельности – материальной и духовной.

В тоже время ряд исследователей – Ц. Арзаканьян, М. Каган – углубляют структурирование культуры, ими вводится понятие "слои культуры". В соответствии с данной трактовкой в культуре выделяется 3 основных морфологических слоя: материальный, духовный и художественный.

Материальная культура охватывает сферы материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. д. Однако материальная культура существует не только в предметной форме, но и в виде реальных способностей, навыков, знаний практически действующего человека, осуществляющего процесс производства. Составным элементом материальной культуры является и культура физического развития человека. В целом материальная культура связана с преобразовательной и коммуникативной деятельностью.

Обращаясь к следующему культурному слою, духовной культуре, следует отметить, что сферы ее распространения шире предыдущего, она включает преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную деятельности. Т. е духовная культура охватывает сферы духовного производства, по иному сферы общественного сознания – науку, нравственность, воспитание и просвещение, право, философию, религию, фольклор и т. д. Сюда же следует отнести и отношения людей друг к другу, к самим себе, к природе, которые складываются в процессе материальной и духовной деятельности. В духовную культуру включается и такой важный компонент духовной жизни как язык. Духовной культуре присуща и нормативность, которая включает в себя обычаи, обряды, традиции.

Третий морфологический слой культуры представлен художественной культурой, которая часто отождествляется с миром искусства. Но это не совсем так, искусство составляет основу художественной культуры, но не все ее содержание. Точнее будет определить ее как мир искусства, взятый во взаимодействии с обществом и другими слоями культуры. Т. е. художественную культуру можно определить как совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Художественная культура связана с функционированием и развитием всех областей искусства – литературы, живописи, музыки, театра и т.п. В каждую эпоху между ними существует прочная внутренняя связь, определенная общим характером данной культуры. Исходя из этого, художественная жизнь общества выступает как единый организм, а не простое соединение отдельных форм искусства. Кроме этого художественная культура включает в себя все процессы, протекающие "вокруг" искусства, – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие ее функционирование, – воспитание художников, публики, искусствоведов. Т. е. художественная культура включает в себя 4 составляющих: художественное производство, потребление произведений искусства (зрителями), художественная критика, искусствоведческие науки. Все эти четыре составляющих формируются вокруг порождающего их центра – искусства.

Другие публикации:

Религиозная ситуация в мире в ХХ в. и в наши дни
Религиозная ситуация определяется как совокупность изменяющихся структурных элементов религии; отношением к ней общества, групп и индивидуумов; уровнями их религиозного сознания; силой или слабостью влияния религии на общество; характером ...

Ораторы Древнего Рима. Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве
Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной разв ...

Фэндом и возникновение молодежных субкультур
Панк с причёской «ирокез». Вызывающий имидж молодёжных субкультур — одновременно выражение протеста и «униформа», позволяющая узнавать своих[4] Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предме ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы