Термин "культура" входит в активный категориальный аппарат общественных и гуманитарных наук в начале XX в.
Первоначально понятие "культура" обозначал обработку земли, возделывание почвы, занятие земледелием (лат. сultura – возделывание, обработка, уход, улучшение), сам термин впервые встречается у Цицерона. А этим человек начал заниматься со времени неолитической революции (переход от присваивающей экономики к добывающей – около 10 тыс. лет до н.э.). Расширение сферы человеческой деятельности за пределы занятий охотой, скотоводством, земледелием обусловило рост направлений культурного прогресса. Культура – это все то, что связывается с активной, преобразующей деятельностью человека. Постепенно это понятие в большей степени стало связываться с воспитанием, просвещением, образованностью человека. Это вторичная, духовная сфера человеческой деятельности, духовная культура, но будучи относительно самостоятельной, всегда связана с материальной культурой. Между культурой ума и культурой труда, культурой поведения и культурой речи всегда существует коррелятивная связь.
Из отмеченного выше явствует, что важной особенностью культуры является ее человеческое начало, связь культуры с человеком и его деятельностью. Культура представляет собой как бы вторую природу, созданную человеком, мир его материальных и духовных ценностей.
Несмотря на то, что к настоящему времени определены основные сферы культуры, по-прежнему не прекращаются споры по поводу определения понятия "культура". Так, в Англии термин культура заменяется "цивилизацией". Для американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона основным элементом культуры выступают общезначимые ценности. Для Ницше – культура это жизненная активность, подчиненная двум императивам – поддержанию жизни и утверждению ценности. Для П. Сорокина – это язык, наука, искусство, религия, этика. Для Маргарет Мид – исходным элементом выступает семья. Иногда вместо термина "культура" употребимы понятия "культурная система", "мировая культура", "социокультурная система". Вообще же в англо-американской литературе наиболее употребимо определение, данное Э. Тэйлором: "Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".
Определенная традиция в данном вопросе сложилась и у российских исследователей. Подавляющее большинство исходили из марксистской концепции и придерживались так называемого деятельного подхода (Злобин, В. Межуев, В. Давидович, Ю. Жданов).
В тоже время, Эдуард Маркарян, признавая человеческую деятельность основой для существования культуры, за системообразующий принцип принимает отличие человеческого существования от биологического. М.С. Каган за основу принимает творческую деятельность человека. Интересная трактовка культуры дана М. Петровым, им за основу берется семиотическая сущность. Наиболее обобщенное определение культуры дано А. Швейцером. Он определяет ее как "совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов".
В широком философском смысле трактуется культура у Н. Рериха. Им выделяется 2 части: "культ" – поклонение, почитание, "ур" (с санскрита) – "Свет". Получается "поклонение Свету", под которым понимается все доброе, высокое, прекрасное и божественное.
Разноплановость и неоднозначность в подходе к дефиниции "культура" приводит к тому, появляются даже исследования, направленные на рассмотрения этого вопроса в социологическом аспекте. Так, в 1952 г. подобный опыт был предпринят А. Кребером и К. Клакханом, по их подсчетам с 1871 по 1919 г. существовало только 7 определений культуры (отсчет они начинают от определения Э. Тэйлора), с 1920 по 1950 г. – 157. А. Моль в "Социодинамика культуры" отмечает, что к 1969 г. их уже более 250. А в настоящее время около 1000.
Наиболее распространенным является понятие культуры как совокупного результата человеческой деятельности. В культуру включают и саму деятельность, а также гамму общественных отношений между людьми, возникающих в процессе этой деятельности (экономические, политические, моральные и др.), то есть человек наряду с материальными и духовными ценностями создает и культуру отношений.
Для понимания сущности культуры необходимо рассмотрение этого явления одновременно в следующих аспектах:
1. Культура – процесс активной деятельности человека направленный на освоение, познание и преобразование мира. Отражение представлений мире в чувствах, идеях людей, в их индивидуальном и общественном сознании представляет гносеологический аспект.
2. В аксиологическом аспекте культура – совокупность достигнутых, в процессе освоения мира, материальных и духовных ценностей. Эти ценности отражают уровень достижений человечества в освоении мира, и сами выступают как специфические аспекты освоения.
3. В гуманистическом аспекте культура – это важнейший фактор духовного развития человека, его творческих способностей.
4. В социологическом аспекте культура – это деятельности конкретного исторического социального субъекта.
Эти все аспекты связаны неразрывно, и разделить их можно только в процессе теоретического анализа.
Другие публикации:
Жизненный путь
3 июля 1853 года в семье Ермоловых родилась дочь - Мария. Несколько поколений этой семьи служили при театре: дед служил гардеробщиком в московском Малом театре, отец будущей актрисы - Николай Алексеевич - в этом театре был суфлером, сочин ...
Хило Чен
Хи Ло Чен, или Хило Чен (Hilo Chen) – современный американский художник. Работает в жанре гиперреализма. Чен (наст. Юи Люм) родился в 1942 на Тайване и уже позже в 1970-х годах получил американское гражданство. Образование и степень бакал ...
Танец в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения большое значение приобретает бытовой танец. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигавшие порой необычайной яркости и великолепия. В дворцовых залах итальянских вельмож устр ...