Неформалы в спорте и вокруг него

Материалы » Контркультура 70-е-80-е годов » Неформалы в спорте и вокруг него

Ведущие представители данного течения – знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое, организованное движение, спартаковские болельщики 1977 г. стали основоположниками неформального течения, которое распространилось и вокруг других футбольных команд, вокруг иных видов спорта.

Входящие в группировки подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркомании, спекуляции, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывало всякое: и случаи группового хулиганства, и скрытый вандализм. Раздражает их склонность к парадным шествиям, длинные надписи на стенах и заборах. Да и «вооружение» этих неформалов выглядит не столь уж безобидно: деревянные палки и металлические пруты, резиновые дубинки, кастеты, плётки с пайкой или свинцом на конце, металлические цепи, баллончики со сжиженным газом, которые поджигают для устройства мини-взрывов. Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого фанаты болеют.

Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». В прессе, а затем и в общественном мнении устоялось слово рокеры. Отчего это название? От «рока», «судьбы», «фатума», с которыми они играют в своих бешеных мотогонках? От имени героя известного американского боевика Рокки, которого сыграл Сильвестер Сталоне? От надписи латинскими буквами, встречающейся на шлемах некоторых из этих мотоциклистов? Наряду с названием «рокеры» встречаются варианты: «роккеры» и «роггеры». Но дело не в названии, а в том, что их объединяет – любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты – мотоцикл («Ява», «Чезета», «Хонда») без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, обычно чёрного цвета, краги, очки, металлические заклёпки, обилие блестящих застёжек, молний. Рокеры имеют склонность передвигаться с большой скоростью (до 140-150 км/ч), обычно по полосе встречного движения, ночью, группой, открыто игнорируя работников милиции и правила дорожного движения. Для вступления в группу необходимо мастерски владеть мотоциклом, быть готовым вступить в конфликт с ГАИ и скрыться от неё, не выдавать товарищей. Следствием подобных установок стало то, что «ночные всадники» часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Вот такие они, «ночные всадники». Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное. И причины для этого есть: мешают спать людям, создают опасности на дорогах, иногда просто хулиганят.

К спортивным неформалам примыкали и группы подростков, которые объединялись вокруг полуподвальных секций различных видов спортивной борьбы – типа каратэ, конг-фу и им подобных. Когда в 1984 г. официальный спорт запретил эти виды, это породило всплеск соответствующих неформальных группировок. Входящие в них подростки проповедовали ценности физического, подчас в сочетании с духовным, совершенства, гармоничного развития своего тела. Обычно это обставлено определёнными ритуалами, в частности культом беспрекословного подчинения своему наставнику.

Полученные навыки борьбы подростки бывало применяли в уличных драках. Из диалога с тренером одной такой секции: «Главным образом, это подростки, мучимые жаждой самоутверждения и естественным желанием стать ловким и сильными. Надо сказать, что официальный запрет только ещё больше разжёг интерес ребят к каратэ. Ребята приходят разные, стараемся договориться с самого начала: если вдруг кто-то попадётся в драке, ни слово о секции. Это – как кодекс чести. Ну, а тот, кто провинится, никогда больше не должен попадаться нам на глаза». Конечно, каратисты-подпольщики вызывали настороженность. Однако тот же тренер рассказывал: «Буквально на днях одна мама сама привела за руку своего 16-летнего недоросля: «Умоляю, научите парня драться! Жутко делается, когда думаю, что через пару лет ему, хлюпику, в армию»». Значит, потребность была, и одними запретами тут ничего не решить.

Другие публикации:

Запад и Восток как культурологические понятия
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и по ...

Жизнь и творческий путь художника
Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата. Родители видели в сыне будущего юриста, но их планам не ...

Образ бабочки в мировом искусстве
Художественные изображения бабочек использовались во многих культурах, включая египетские иероглифы, датируемые тремя с половиной тысячами лет назад. Сегодня бабочки повсеместно используются в различных произведениях искусства. Бабочки - ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы