Интерес к философии – один из весьма распространённых в неформальной среде. Это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и своё место в окружающем молодого человека мире выводит его за рамки устоявшихся, «заформализованных» представлений и толкает к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме. Задавленный с детства весьма не совершенным по форме, грубым по методам воздействия философски-идеологическим прессом, подросток начинает проявлять интерес: а есть ли в мире что-нибудь ещё, другое?
Тяга к философии у молодёжи проявляется в самых разнообразных вариантах. Это и тяга к основам, первоисточникам марксизма-ленинизма. Это и интерес к многочисленным восточным философско-мистическим концепциям. Это и увлечение определёнными системами взглядов, распространенными на Западе. Встречались и попытки синтезировать разнообразные представления, в итоге получались достаточно путаные самодельные конструкции.
Начнём с группировок юных марксистов, молодых ленинцев, марксистов-ленинцев и т.п. Они ставили своей целью изучение трудов классиков, объединяясь на почве глубокого и подлинного интереса к их работам. Они говорили об этом так: «Мы собираемся тайно, по вечерам, в квартире у одного из членов нашей организации. Читаем друг другу рефераты по работам Маркса и Ленина, спорим о будущем… Мы считаем себя настоящими революционерами». Они стремились противопоставить «заштампованные» лозунги первозданной глубине идей основоположников философии марксизма-ленинизма.
Юные сталинисты изучали труды «вождя всех народов», жгли «антисталинскую» литературу, книги А. Рыбакова, В. Гроссмана, В. Дудинцева, других писателе, публицистов. Откровенно высказывались: «Сейчас мне очень неприятно читать и слушать, как все валят на этого человека, который сделал для страны ничуть не меньше, чем Ленин. Именно во времена правления Сталина шло быстрое экономическое развитие Союза, и он был признан многими капиталистическими державами. Пусть всё происходило благодаря железной дисциплине, страху за ответственность, но разве не этого нам сейчас так не хватает?»
Хиппи относятся большинством исследователей
к философско-мистическому направлению, достаточно многочисленному и имеющему длинную историю. Внешне их узнают по неряшливой, подчас даже неопрятной одежде, длинным непричесанным волосам и атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с иностранными надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Битлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда».
Философско-социальные взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен прежде всего внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабалении. Раскрепоститься в душе – вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви, которая понимается именно философски и никак не сводится к сексу (в чём их нередко обвиняют): они считают, что «надо любить родителей, жену, ближнего…». Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных связей и обязанностей (например, от службы в армии). Медитация, мистицизм, наркотики используются ими как средство, позволяющие добиться «открытия самого себя».
Новое поколение тех, кто разделял философские поиски хиппи, часто именовали себя «системой» («системные ребята», «пиплз», «пиплы»). «Система» - это не имеющая чёткой структуры разношерстная неформальная полуорганизация, в которую входили люди, разделявшие цели «обновления человеческих отношений» в стране и на планете в целом через распространение в качестве примера отношений бескорыстия, существующих в «системе». Их средства «переделки общества» - добро, терпимость, труд, отрицание скопидомства, накопительства, вещизма, мещанства. По мнению лидеров «системы», отношения в «системе» - своеобразные предвестники, модель новой культуры, имеющей интернациональный характер.
В бытовом плане «система» очень часто сводилась к записной книжке с многочисленными адресами и телефонами в разных городах Советского Союза. Это действительно система «флэтов» и «вписок» - позвони, скажи от кого или даже не говори: приютят и накормят. Не обязательно даже знать фамилию, можно просто кличку – Рок-н-ролл, Сазан, Гюльчатай… Часто путешествуют автостопом. Часто живут «на аске» (вопросе) – могут подойти к любому прохожему и сказать что-нибудь типа: «Товарищ, я сегодня не ел. Не могли бы вы дать 30 копеек, пожалуйста?» Это основано на вполне искренней убеждённости в том, что «люди добрые». Отсюда и основное времяпрепровождение – «тусовки на флэте» с разговорами о добре. Внешне стараются иметь «христианский облик», походить на Христа. Многие выступают против наркотиков и насилия, отстаивают свободу любви, поддерживают борьбу за мир.
Другие публикации:
Основные представители эпохи Возрождения
Франческо Петрарка (1304—1374) — родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель. Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Итали ...
Художественная самодеятельность: определение и признаки
Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотогр ...
Архаика
Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета ...