«Политические» неформалы

Материалы » Контркультура 70-е-80-е годов » «Политические» неформалы

80-е годы дали немало примеров неформальных объединений совсем нового, ранее не встречавшегося типа. Это разнообразное движение молодёжных, гражданских, социальных инициатив. Это они устраивали митинги и даже демонстрации в поддержку перестройки и в память о жертвах сталинизма. Они вели борьбу с бюрократизмом и другими мешающими обновлению явлениями, способствовали расширению гласности и демократии. Вот несколько наиболее известных сугубо молодёжных политизированных неформальных направлений.

Пацифисты. Они одобряли борьбу за мир; против угрозы войны. Однако достаточно наивно рассматривали реальную политику, высказывали сомнения в правоте коммунистической идеологии, требовали создания особых отношений между «властью» и молодёжью. Часто отличались моральной незрелостью, потребительским отношением к жизни. Откровенно негативно относились к службе в армии, требовали её ликвидации, «примера одностороннего разоружения со стороны СССР и полного отказа от всяких ядерных взрывов».

Ностальгисты - это группы, объединявшиеся интересом к духовным, моральным и эстетическим, а также социально-политическим ценностям, предшествующих периодов истории советского общества. Прошедшие времена кажутся им более предпочтительными, чем нынешние. Эта молодёжь старалась одеваться по моде тех периодов, интересовалась музыкой, литературой, особенностями взглядов и поведения того времени, спецификой социально-политической обстановки в те годы. Они стремились жить как бы по законам того времени. Были пятидесятники (ностальгирующие по 50-м гг.), шестидесятники, тридцатники и двадцатники, которые подразделялись на сторонников нэпа и военного коммунизма.

Ностальгистам противостояли так называемые оптимисты – близкие к «перестройщикам» группировки, интересы которых сосредоточены вокруг наиболее злободневных проблем нашей и международной жизни. У них на первом месте стояли познавательные ценности, споры и дискуссии. Эти ребята весьма начитанны, старались самостоятельно думать и решать возникающие проблемы. Отрицательно относились к потребительству, наркотикам, алкоголю, спекуляции, считая эти явления «тормозом общественного развития». Любопытная деталь: оптимисты не принимали в свои ряды девушек, считая их недостаточно интеллектуальными.

Нацисты – негативная часть политических неформалов. В черно-коричневой униформе, со свастикой на одежде, транспарантах или даже в ушах, в виде особой металлической серьги. Они устраивали свои сборища под соответствующими флагами, рисовали на стенах домов свастику, вскидывали руки в фашистском приветствии. Исследователи считают, что отечественный нацизм вытекает из некоторых социально-психологических особенностей феномена неформальности как таковой. Если одна из её характеристик состоит в стремлении максимально выделиться из окружающей среды за счёт эпатирующего противопоставления собственных ценностей и поведения господствующим, то некоторые подростки и выбирают наиболее шокирующий символ, например свастику.

Панки. Принято сводить их сущность к экстравагантной одежде и причёске «гребешком». Конечно, внешняя атрибутика прежде всего бросается в глаза, а она у панков яркая. Есть и хохолки-гребешки, есть и знаменитые подбритые виски, есть и раскрашенные в разные цвета волосы. В одежде – чёрные кожаные куртки, чёрные галстуки – «шнурки», «селёдки». Носят большие английские булавки, бельевые прищепки, несуразную бижутерию – бритвы, серьги, колокольчики. В драках используют браслеты с шипами «ёжиком».

Среди панков пропагандируются цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе». Однако их разговоры носят абстрактно-лозунговый, демагогический характер. В целом паков отличают низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной работе, в значительной степени социальный паразитизм. Выступая против бюрократизма, чёрствости и расчетливости, они стремятся к самоутверждению в среде себе подобных путём резкого отрицания общепринятых вещей, демонстрации экстремизма в средствах борьбы с негативными явлениями. Особенно этим отличаются «правые» («милитаристские») панки. Они имеют организации военизированного характера, отличающиеся жёсткой дисциплиной. Высказывают взгляды, откровенно агрессивные по отношению к общественным институтам. Многие из «милитаристских» панков склонны к националистическим и даже нацистским взглядам. Эти панки – сторонники силового разрешения всех возникающих споров и конфликтов. В целом их отличает преклонение перед идеями суперменства, поклонение сильной личности, пренебрежение к интересам других, противоправная настроенность.

Другие публикации:

Проблема возникновения культуры
Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особен ...

Христианство – основа средневековой западноевропейской культуры
Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна, одно несомненно — вся культурная жизнь Средневековой Евр ...

Ораторское искусство
Ораторское искусство – это искусство публичной речи, рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями. Включает в себя контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластику, жесты и движения и само обаяние личности оратора п ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы