По данным журнала «Коммунист», в 1960 г. в стране была одна молодёжная дружина охраны природы, в 1970 г. – 11, в 1978 г. – 57, в1985 г. – 96, в1987 г. – 121. Однако жить и действовать им стало не легче, а тяжелее, чем раньше.
В январе 1988 г. в Иркутске милиция разогнала «пост защиты Байкала», собиравшийся на центральной торговой площади города каждую неделю, по субботам. С июня 1987 г. природоохранители выставляли пикеты с транспарантами, призывавшими к охране озера. Громко говорили на эту тему, собирали подписи под петициями в защиту окружающей среды. Вот практически и всё. Именно за это их разогнали, отняв транспаранты. После этого началась массированная кампания, в которой ребят клеймили «экстремистами», «подстрекателями» и т.д. и т.п. – в выражениях ни устно, ни письменно не стеснялись. Слово неформалам: «Когда общественность подвергает решения местных органов серьёзной критике, они, как правило, направляют свои усилия на борьбу не с недостатками, а с самими инициативными группами, стремясь доказать населению и трудовым коллективам, что предлагаемые меры нанесут ущерб их интересам».
Играя на сложившихся стереотипах массового сознания («всякая инициатива может идти только сверху и должна быть там одобрена»), аппарат стремился изображать такие группы как некомпетентную или даже вредную силу. И чем консервативнее позиция местных органов, чем менее развиты демократические процедуры принятых решений, тем легче на этом фоне клеймить всех несогласных как «безответственных неформалов».
А ведь эта группа неформалов – совсем особая. Вот несколько примеров программ таких групп: «Мы называемся – молодёжная инициативная группа «Архип и К°», Москва. Название группы включает в себя основное направление нашей деятельности – архитектурные памятники и культура. Цель группы – конкретные дела по восстановлению частично утраченных, композиционно уничтоженных, существующих в искажённом виде многих объектов старой Москвы, в том числе и тех из них, которые не являются непосредственно памятниками архитектуры, но принадлежат к определённому культурному периоду исторического формирования города. Целью группы является также возвращение к жизни имён незаслуженно забытых талантливых зодчих, художников, скульпторов, возвращение на московские улицы и площади скульптур, некогда украшавших город. В наши ближайшие планы входит пропаганда истории московских улиц путём оформления своеобразных мемориальных досок с кратким изложением истории заповедных улиц, наиболее интересных зданий и сооружений».
Сотни молодых юношей и девушек вышли несколько лет назад пикетировать в Ленинграде здание бывшей гостиницы «Англетер», спасая его от фактического уничтожения, задуманного властями под видом реставрации. И добились своего – гостиницу отреставрировали, сохранив её исторический облик. Тогда, вокруг событий, связанных с «Англетером», сложился костяк неформальной группировки, назвавшей себя «Группа спасения памятников».
Были группы «Флора», «Зелёные», «Коммунары», «Историки»…. В Иваново молодые энтузиасты до конца боролись, отстаивая дом, где был образован когда-то первый в России Совет рабочих депутатов. Неформалы отстояли здание Музея Вернадского на проспекте Маркса в Москве. Неформалы внесли свой вклад в отмену проектов поворота сибирских рек, против строительства канала Волга-Чограй, в защиту Арала….
Другие публикации:
Особенности
российской эпохи Просвещения XVIII века
Сознательное отношение к просвещению, к жизни Европы и нуждам России нашло свое выражение в деятельности ряда представителей отечественной культуры, и среди них, безусловно, первый по значимости — М. В. Ломоносов.
В самой натуре Ломоносо ...
Развитие народного образования
Развитие промышленности, товарно-денежных отношений ставило на повестку дня развитие народного образования в середине ХIХ века оно находилось на низком уровне. Накануне отмены крепостного права в Белоруссии действовало 576 учебных заведен ...
Творчество Босха
Большинство картин Босха не имеет датировки; сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества.
Картина "Семь смертных грехов" принадлежит к числу его ранних работ. В центре композиции - фигура Христа, зде ...