Больше половины неформалов имеют возраст до 17 лет. Ещё более трети – до 20 лет. Есть направления, целиком состоящие из подростков (те же брейкеры, например).
Почему, ради чего они стали неформалами? Четверть неформалов заявляла: потому что деятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна. Ещё пятая часть утверждает: потому что официальные организации и учреждения не помогают нам в наших увлечениях. Ещё около 7% - потому что наши увлечения не одобряются общественностью. Итак, значительно больше половины неформалов встало на этот путь из-за недовольства официальной системой, не удовлетворяющей интересы молодёжи в досуговой сфере.
В чём же конкретные мотивы возникновения той или иной неформальной группировки? Принято считать почему-то, что главное для подростков в неформальных компаниях – возможность отдохнуть, провести свободное время, пользуясь их лексикой – «побалдеть». С социологической точки зрения, это неверно: пресловутый «балдёж» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодёжь в неформальные объединения, - об этом говорят лишь чуть больше 2% опрошенных. Около 15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.
Чем реально занимаются неформалы? Почти 10% считают, что главное занятие в неформальрой среде для них – обсуждение вопросов политики и общественной жизни. И вопросы эти для них очень и очень важны. После социально-политических дискуссий сразу идут спорт и физическая культура – этим занимаются более 9% неформалов. Далее стоят музыка, танцы, техническое творчество, охрана общественного порядка (те самые «правоохранительные» группировки типа «чистильщиков»). Существенно, что такие занятия, как охрана природы, сохранение культурной и национальной самобытности, а также восстановлении памятников истории и культуры, привлекают 7% неформалов.
Среди проблем, оцениваемых неформалами как острые и первостепенные, на первом месте всё-таки потребительские. Так 66% опрошенных озабочены качеством товаров молодёжного ассортимента. Далее идёт молодёжная музыка – её развитие волновало более, чем 63% неформалов. Похоже, что это отзвуки кампании по борьбе с роком. Затем идёт политика: вопросы войны и мира считает весьма важным 61%. После этого начинается реальная прозаическая жизнь: 51% молодых озабочен жильём, почти столько же – тем, как повысить свой материальный уровень. Это связано и с вопросами создания семьи, которые выделяют почти 29% неформалов. Должностной рост волнует 13%. Более 40% не устраивает отношение начальства к инициативам молодёжи, более 28% требуют расширения демократии в этих делах, ещё четверть – социальной справедливости.
Многие (более 41%) среди неформалов озабочены борьбой с негативными явлениями в молодёжной среде. К ним относят пьянство, наркоманию. При этом поиск нравственных идеалов тревожит лишь 18%. Откровенно заявляя о своей заинтересованности вопросами секса более чем 27% молодых людей.
Обобщая результаты социологических исследований можно заключить: около половины сложившихся групп ориентированы на культурно-творческую и досуговую деятельность. Ярко выраженная общественно-политическая направленность характерна примерно для десятой части неформальных объединений. Около седьмой части всех молодёжных групп объединяются движением за охрану природы и восстановление историко-культурных памятников. Всё остальное – гораздо меньшей численности.
Статистика развевает миф о преобладающей доле правонарушений в неформальной среде. По этим данным, неформалы нарушают закон не чаще, чем вообще молодёжь.
Другие публикации:
Культурология как наука
(лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологи: осмысление культур ...
Проникновение идей Просвещения в Россию
Почва для распространения идей Просвещения в России была подготовлена реформами Петра I. К концу его царствования страна уверенно шла по пути европеизации и оказалась включенной в культурную орбиту Запада. Быстрыми темпами шло становление ...
Неформалы на экологической и экокультурной ниве
По данным журнала «Коммунист», в 1960 г. в стране была одна молодёжная дружина охраны природы, в 1970 г. – 11, в 1978 г. – 57, в1985 г. – 96, в1987 г. – 121. Однако жить и действовать им стало не легче, а тяжелее, чем раньше.
В январе 19 ...