Чудом можно назвать и относительно недавнее событие, связанное уже с другим, не столь старым, списком Иверской иконы, находящимся ныне в Валдайском монастыре (икона Богородицы, принесенная с Афона, бесследно исчезла после закрытия обители). В 1993 году в Иверском монастыре случился пожар, во время которого сильно пострадал и чтимый образ Божией Матери. Пожар начался от свечи, стоявшей перед иконой в деревянном подсвечнике. Полностью сгорел сам подсвечник, пол под ним, рама образа, полотенце, которым он был покрыт. Сильно обгорела и задняя часть доски. Но, как ни странно, лик Богородицы на иконе остался цел .
Вот уже больше пятнадцати лет насельники монастыря молят Господа и Пресвятую Деву еще об одном чуде - явлении мощей праведного Иакова Боровичского. Согласно "основной" версии, мощи его были вывезены из монастыря после закрытия в неизвестном направлении. Но есть и мнение, будто последние валдайские монахи захоронили их где-то на территории монастыря. Уже появлялись люди, указывавшие: "Надо копать вот тут". Копали - и ничего не находили. Но, быть может, чудо все-таки произойдет, и мощи праведника будут обретены.
Типография Валдайского Иверского монастыря, учрежденная Патриархом Никоном, стала первой провинциальной типографией в Московском государстве.
Причиной многих неурядиц в современной ему церковной жизни Патриарх Никон считал недостаток грамотности духовенства и прихожан, отсутствие духовного просвещения. В некоторых храмах в то время даже не было полного комплекта богослужебных книг, не говоря уже о книгах менее насущных. Никон, сам выходец из приходского священства, не понаслышке был знаком со всеми этими затруднениями.
Еще будучи Новгородским митрополитом, Никон пытался устроить типографию в Хутынском монастыре. Тогда дело остановилось из-за отсутствия квалифицированных мастеров-печатников. Когда же в новопостроенный Валдайский Иверский монастырь прибыла братия Кутеинской обители и привезла с собой собственную типографию, Патриарх воспрянул духом. Монахи-белорусы умели управляться с печатным станком и были готовы наладить книгопечатание в новой обители.
В 1657 году типография Иверского монастыря начала работу. По преданию, расположилась она в самой большой, Михайловской, башне (называемой также Патриаршей или Никоновой). Но, скорее всего, это все-таки лишь предание, поскольку строительство каменных башен и стен началось в обители лишь в последней четверти XVII века. Возможно, типография размещалась в том деревянном здании, что находилось на месте нынешней Патриаршей башни.
За восемь лет своего существования Валдайская типография выпустила в свет следующие издания: два Часослова; сочинение инока Стефана Святогорца "Рай мысленный" с приложением, принадлежавшим перу самого Патриарха Никона, куда входило, в частности, "Сказание о строении Иверской обители на Святе озере и о явлении и перенесении мощей св. Иакова Боровичского"; "Брашно духовное" святогорца Фикары; жалованная грамота царя Алексея Михайловича.
Необходимо отметить, что типография Валдайского Иверского монастыря стала первой провинциальной типографией в Московском государстве (если не считать весьма скромной и недолго просуществовавшей типографии в Александровской слободе, учрежденной Иваном Грозным, и тоже недолголетнего нижегородского "филиала" Московской типографии, устроенного сбежавшими от Смуты московскими мастерами-печатниками).
Вообще, издательское дело в России в описываемую эпоху находилось не на высоком уровне. Единственная типография, работавшая в Москве, не могла обеспечить все возраставшую потребность в богослужебных и учебных книгах. Несмотря на то, что со времени издания Иваном Федоровым "Апостола" прошло уже сто лет, положение вещей изменилось мало. Книги печатались медленно и плохо. В XVI веке было отпечатано всего восемнадцать наименований книг, причем тираж в несколько сот экземпляров считался вполне достаточным.
Другие публикации:
Капитолийская волчица
Капитолийская волчица бронзовая этрусская статуя кон. 6 - нач. 5 вв. Древние изображения Ромула и Рема, основателей Рима, не сохранились (известны по монетам), заново сделаны в 17 в. итальянским архитектором и скульптором Л. Бернини. В на ...
Библиотечное обслуживание Красноярского края
Обслуживание остается одной из основных функций библиотеки как системы и социального института, является главной составляющей деятельности библиотеки. Сущность библиотечного обслуживания с течением времени остается неизменной, но выполняе ...
Поздняя классика
Концентрация всё больших богатств в руках крупных рабовладельцев приводит в конце 5 в. до н. э. к падению значения свободного труда в полисах, к кризису рабовладельческой демократии. Распад полисов повлёк в философии и искусстве утрату ид ...