С момента основания Петербурга в истории Валдая открылась новая глава. Грунтовая дорога, проложенная между старой и новой столицами, никогда не пустовала. Через Валдай непрерывно двигались обозы, груженые снедью и мануфактурой, шли войска, мчались курьеры. И все проезжие разносили по Московско-Петербургскому тракту славу о валдайских баранках. Да, именно "бараночное производство" прославило Валдай первым, а вовсе не литье колоколов, зародившееся здесь лишь в конце XVIII века.
Очевидно, своим рождением валдайский колокольчик обязан какому-нибудь местному кузнецу, которому в один прекрасный день прискучило заниматься только лишь лошадиными подковами да ремонтом экипажей. Надо сказать, что во второй половине XVIII века в городе насчитывалось около полусотни кузниц, И ни одна из них без дела не простаивала - столь велик был спрос на кузнечные работы. Работали валдайские кузнецы и для Иверского монастыря.
В 1770 году Екатерина II присвоила Валдаю статус города, даровав ему герб, на котором присутствовала корона - символ монаршей благосклонности. А уже в начале XIX века слава о Валдае и его колокольцах шла (точнее - звенела) по всей России. Наибольшей популярностью пользовались, конечно, маленькие (поддужные) колокольчики И бубенцы. Звонкие и прочные, с ласково-провинциальными надписями "Дар Валдая" или "Кого люблю, того дарю", они были так хороши и так бойко раскупались, что уже в 1830-е годы их подделывали в других областях, и порой надпись "Дар Валдая" можно обнаружить на совсем "невалдайских" колокольчиках, Лили в Валдае также и большие - весом до двух тысяч пудов - колокола.
К 1834 году дорогу между Москвой и Петербургом вымостили камнем, и движение по ней пошло еще бойчее. Однако в 1851 году пустили Николаевскую железную дорогу, и жизнь в бывших придорожных селах и на почтовых станциях стала замирать. Перевозкой грузов и пассажиров занялись теперь не ямщики, а паровозы. Ремесла и торговля, развивавшиеся в Валдае на протяжении двухсот лет, пошли на убыль. С 1858 по 1910 год количество дворов здесь уменьшилось почти вдвое. Но у того, что Валдай оказался в стороне от большой дороги, были и свои положительные последствия. Не секрет, что нравственность валдайского населения сильно страдала от жизни подле оживленного тракта. Например, об отъявленных манерах валдайских девиц знали все опытные путешественники. Самое мягкое название для них было "сирены". Самое же грубое приводить в печатном тексте неуместно. Иногда совершались здесь даже тяжелые преступления: проезжих завлекали ласками, опаивали и грабили. А некоторых и убивали.
Местные духовные и светские власти пытались бороться с развращенностью жителей, но из этого было мало проку, пока город стоял на краю большой дороги. Теперь же, с уменьшением "пассажиропотока" по тракту Москва - Петербург, ситуация несколько улучшилась. Была в этом и непосредственная заслуга тогдашнего настоятеля Иверской обители, архимандрита Лаврентия, духовными чадами которого считали себя не только насельники монастыря, но и многие валдайцы.
Валдайский монастырь - один из самых устроенных по части приема паломников. При нем существует паломнический центр, есть несколько корпусов, где могут разместиться как группы паломников, так и семьи (условия для семейного проживания - редкость в нынешних монастырских гостиницах). Единственное, о чем просят в монастыре, - предупреждать о приезде заранее, примерно за месяц (это касается, прежде всего, больших групп). Валдайская Иверская обитель становится в последнее время все более популярным объектом паломничества, и мест в гостинице не всегда хватает. Особенно летом, когда монастырь принимает гостей со всех концов России.
Другие публикации:
Фэндом и возникновение молодежных субкультур
Панк с причёской «ирокез». Вызывающий имидж молодёжных субкультур — одновременно выражение протеста и «униформа», позволяющая узнавать своих[4]
Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предме ...
Развитие белоруской
литературы
Развитие белорусской литературы, во второй половине ХIХ века происходило в условиях социального и национального давления белорусского народа. Под воздействием социального разделения, вызванного развитием капитализма, в общественной жизни ...
Предложения по совершенствованию образовательно-развивающей функций музея и
работы с молодежью
Комплексное исследование музея как института социально-культурной деятельности подтвердило исходную рабочую гипотезу, основанную на том, что сегодня он не может более ограничиваться отбором, сохранением, классификацией, реставрацией и экс ...