Влияние друг на друга в творческом плане проявилось достаточно скоро, но было временным. В письме брату Тео Ван Гог ещё до приезда Гогена в Арль пишет: "Я завершил, как мог, всё, что начал, мне страшно хочется показать ему что-то новое, не попасть под его влияние (ибо я уверен, что какое-то влияние он на меня окажет), прежде чем я смогу бесспорно доказать ему мою оригинальность". С одной стороны, это говорит о том, что Ван Гог, уже определивший для себя творческий путь, считает его верным и именно поэтому не желает попасть под влияние своего старшего компаньона. Но, с другой стороны, здесь Ван Гог сознаёт, что избежать этого влияния не удастся, ведь он ещё не смог окончательно найти себя, да и сам Гоген считает своим долгом просветить Винсента. Сам Ван Гог осознанно делает Гогена главой мастерской, отводя ему роль наставника, чем Гоген очень доволен. Даже в удаче Ван Гога в картине "Подсолнухи" Гоген видит успех своей просветительской деятельности.
Ещё до приезда в Арль Гоген с Эмилем Бернаром в Понт-Авене разработали теорию "синтеза", в которой важна декоративная сторона картины. Именно эту теорию, а, следовательно, свою эстетику, хочет донести Гоген Ван Гогу. И более чувствительная натура Ван Гога подвергается этому влиянию, Винсент даже пишет некоторые картины в этой новой манере ("Танцевальный зал "Фоли-Арлезьен"). Но не только Ван Гог подвергается влиянию. В гогеновских этюдах со сборщиками винограда он показывает сочувствие к людским страданиям и невзгодам, что было свойственно работам Ван Гога.
Гоген руководит не только духовной жизнью студии, но и берёт на себя её материальное руководство. Сразу же после приезда Гоген и Ван Гог начали улаживать бытовые вопросы. Позже Гоген говорил: "Везде царил такой беспорядок, что я был просто в шоке. Его ящик для красок был переполнен немыслимым количеством вечно открытых тюбиков". Финансовая сторона его волновала не меньше: "С самого начала я понял, что наши общие финансы будут находиться в таком же беспорядке… Я был вынужден завести разговор на эту тему, рискуя задеть его в высшей степени чувствительную натуру". И Гоген разработал строгий бюджет, где чётко прописывались все расходы. Таким образом, Гоген пытается навязать своё мнение и свои жизненные принципы, что проявляется не только в творчестве, но и в быте.
Однако путь, на который Гоген хочет увлечь Винсента, глубоко чужд ему, и если сначала Ван Гог пытается понять Гогена и научиться у него, потом возникает его сопротивление этим новым идеям. Анри Перрюшо, автор книги "Жизнь Ван Гога", считает Гогена классиком, а Ван Гога мастером барокко. Гоген любит прямые линии, а Ван Гог - кривые, живые и динамичные. Мир Гогена успокоенный и гармоничный благодаря игре ума, а мир Ван Гога полон страсти, напряжённости, он не пытается уйти от действительности, создав абстрактный, обобщённый образ, а стремится показать неповторимость каждой вещи, каждого человека, каждого явления.
Вскоре Ван Гог начинает чувствовать, что теряет себя, пытаясь идти за Гогеном, и это пугает и раздражает художника. Возникают споры и главным образом связанные со вкусами художников. "Мы с Винсентом на всё смотрим по-разному и вообще, и в особенности в вопросах живописи. Он восхищается Домье, Добиньи, Зиемом и великим Руссо, то есть всеми теми, кого я не воспринимаю. Зато он презирает Энгра, Рафаэля, Дега - всех тех, кем восхищаюсь я. Ему очень нравятся мои картины, но, когда я их пишу, он всё время указывает мне то на один, то на другой недостаток. Он романтик, а меня, пожалуй, скорее, влечёт примитив. Что до цвета, ему ближе хаотичные мазки в духе Монтичелли, а я терпеть не могу мешанину фактуры", - пишет Гоген в декабре Эмилю Бернару.
Другие публикации:
Жанр пейзаж
В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.
Кроме того, пейзаж — это ...
Христианство
Классическая версия утверждает, что язычество не позволяло Древней Руси чувствовать себя полноправным партнером евроазиатского культурного и торгово-экономического процесса. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Существуют вполне достоверные ...
Панк в России
Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири молодые люди, интересующиеся западной музыкой ...