Центр кружевного промысла, возникновение которого восходит к началу 19 в., - г. Елец (Липецкая обл.). Елецкое кружево плетётся на коклюшках, преимущественно из белых катушечных ниток, реже из льняной, шёлковой (а с середины 20 в. и синтетической) пряжи. Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. С 1960 Елецкое кружево вырабатывается на Елецком комбинате художественных изделий (мерные кружева, воротнички, перчатки и т. д.).
Для традиционного елецкого кружева характерна парная техника плетения. Местные жители овладели плетением кружев в начале XIX в. на частной фабрике Протасовой.
С середины века оно распространилось во многих селах и деревнях и особенно большой размах получило в конце XIX в. Много выплетали модных в то время черных шелковых ковсынок. С 1921 г. существовало товарищество кружевниц. В 1930 г. был организован Елецкий союз кружевниц. Елецкий промысел во время Отечественной войны прекратился в связи с оккупацией и после победы пережил сложный период восстановления.
Елецкие кружева более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка елецких кружев — изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки. Но иногда решетка по плотности мало отличается от вилюшки, и нет здесь такого контраста, как в вологодском кружеве. Своеобразие ряда елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Специфика крупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля из отдельных элементов — розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом — одна из выразительных особенностей елецкого кружева. Для кружевных решеток Ельца тоже характерны мотивы снежинок, морозных узоров, с которыми часто ассоциируется белое кружево разных центров.
Особенностью Елецкого кружева является необычайная тонкость и изящество узора. Для него типичны очень легкие и воздушные решетки, соединяющие узор; растительные мотивы имеют черты особой прозрачности. Более разнообразным в последнее время стал цвет кружев. С давних пор в Ельце выполняют черные косынки, в которых рисунок растительного характера хорошо вписывается в трехугольную форму вещи. Многие Елецкие кружевные изделия выполняют в сером цвете, что придает изделиям еще большую легкость и элегантность.
Наряду с изготовлением дополнений к костюму в промысле идет постоянная работа по созданию предметов интерьера. Чаще всего это - панно, занавески, в которых привлекают внимание не только своеобразная трактовка темы, но и само кружево, поражающее богатством приемов и тонкостью исполнения.
Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. Елецкие кружева получали разного рода дипломы, медали на Всемирных выставках в Париже, Брюсселе, Монреале, Осаке. Лишь за последние десять лет "елецкое чудо" экспонировалось на 120 международных выставках, всякий раз неизменно вызывая восхищение. А в 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали. Они традиционно реализуются как в России, странах СНГ, так и в дальнем зарубежье.
Вятские кружева появились в начале XVIII века. Во второй половине XIX века промыслом занималось многочисленное крестьянское население, заказы поступали из Петербурга. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии в числе 9 других была организована земская школа кружевниц. Преподавателями были ученицы Мариинской школы из Петербурга. Все школы, учрежденные «Мариинкой», опирались на её методическую базу и разработанные в ней учебные программы. Вместе с тем, в кружеве вятских школ сформировались особые качества, выделяющие его среди изделий других учебных заведений. Формы изделий разнообразны и порой необычны, не имеют аналогий в других школах: это жилеты, оплёты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель. Учреждённая школа способствовала расширению промысла по всей губернии.
Другие публикации:
Изобразительное творчество и архитектура
Основные параметры, описывающие любую культуру в истории человечества, ее характер – пространство и время, впервые зафиксированы в его изобразительном творчестве и ритуалах, которые являлись неотъемлемыми частями древнего мифа. Интересен ...
Размещение рисунков и гравюр
Наскальные рисунки чаще всего помещены в доступных местах, на высоте 1,5 – 2 м. они встречаются как на потолках пещер или на других горизонтальных площадках, так и вертикальных стенах. Случается находить их и в труднодоступных местах, в и ...
«Ингушский молодёжный танец»
Танец поставлен на элементах и движениях, бытующих в ингушской народной хореографии. Исполняется с большим и задором и темпераментом. По сравнению с чеченскими танцами, отличается большой экспрессией и резкостью. Постановка и запись (С.А. ...