Подавляющее число деятелей искусства попадает в зависимость от рыночных запросов массового потребления. А эти запросы, как правило, не отличаются особой оригинальностью. Они ориентированы на приятное развлечение, необременительную релаксацию. Как отклик на такие запросы создается массовое искусство, не претендующее на глубокое содержание и высокие эстетические критерию Его основное кредо – занимательность и доступность для восприятия любого человека – от школьника до безграмотного поденщика или среднеграмотного конторщика.
Еще одним элементом массовой культуры становится китч. Это слово имеет корень с немецким глаголом «verkitchen», что означает «продавать», «получать прибыль», и характеризует наиболее показательную черту массовой культуры и массового искусства – их потребительскую нацеленность, их устремленность к получению прибыли, зависимость от покупательского спроса. По мнению известного французского культуролога А. Моля, «китч – это основной принцип в искусстве массового общества». И он составляет до 95% общего эстетического воздействия в современном социуме, считает Моль.
С утверждением телевидения (середина XX в.) внедрение массовых эстетических стереотипов в общественное сознание стало особенно настойчивым и неотвязным. С появлением этого могущественного средства связи наступил «звездный час» для массовой культуры и массового искусства. Теперь их продукты способны проникнуть в жилище, завладеть вниманием практически любого человека.
Достоинства телекоммуникаций перечислять нет смысла – они общеизвестны. А вот негативные последствия повсеместного бытования телевизионного «ящика» и его круглосуточного функционирования стали заботой социологов лишь несколько десятилетий тому назад. Наибольшую тревогу вызывает близкое к наркотическому «затягивание» личности в демонстрируемые по телевидению зрелища, вытеснение этим видом свободного времяпрепровождения других рекреативных занятий: чтения книг, прогулок, игр с детьми, занятий спортом (в роли действующего лица, а не «болельщика») и т.п.
Не может не вызывать тревогу и то место, которое заняла массовая культура, по преимуществу транслируемая телевидением, в восприятии огромного большинства людей. Существовавшие и в дотелевизионную эпоху стандартизация и стереотипизация духовного продукта, того же китча, теперь становятся поистине всепроникающими. Их концентрацией к концу XXв. стала передача многочисленных, протянутых через месяцы и даже годы сериалов, сделавшихся успешными наследниками лубочной литературы.
На содержании, и на способах доставки до аудитории продуктов современной культуры лежит неустранимый императив коммерциализации. Невзыскательный вкус массового потребителя диктует производству культурных стереотипов соответствующие нормативы. Но тем самым стереотипы, воплощенные в текстах и зрелищах, в свою очередь формируют вкусы новых поколений массового зрителя по уже бытующим стандартам.
В связи с этим можно говорить не только о проектировании предметного и духовного мира применительно к вкусам большинства, но и о проектировании самих этих вкусов и привычек типовых представителей «среднего» класса обычных жителей.
Было бы крайне неверно характеризовать массовую культуру в виде однообразного мутного потока. Наоборот – это многокрасочное, изобилующее блестящими позументами и переливаниями цвета пространство, которое разделяется на сегменты применительно к различным группам населения и их специфическим интересам. «Упаковка продукта», как правило, разнообразна внешне и очень привлекательна. Однако содержимое в большинстве случаев должно соответствовать стандартам массового вкуса.
Обобщая вслед за многими теоретиками наиболее существенные черты массовой культуры, следует отметить следующее:
1. продукты массовой культуры создаются и распространяются с целью коммерческой прибыли по законам рынка;
2. массовую доступность и широкий спрос на такие произведения обеспечивают их создание по стандартизированным конструктивным схемам;
3. изобразительная яркость и содержательная экспрессия – обязательные факторы успешного творчества в этой сфере;
4. происходит теснейшее сопряжение масскультурного и рекламного типов деятельности. [1, c.51]
Но было бы упущением представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать её в исключительно идеологическом ключе. Для того чтобы избежать подобных ошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:
- социальные процессы, способствующие появлению и развитию массовой культуры;
- отличие массовой культуры от народной;
- влияние технологической революции;
- фактор моды в распространении пролуктов массовой культуры;
- социальные и психологические механизмы массовой культуры;
Другие публикации:
Собор Святого Петра в Риме: история строительства
Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О ...
Интернет-сообщество и интернет-культуры
С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре. ...
Авангард
«Авангард - это интеллектуальное любопытство в области, где еще можно открыть много удивительного». Так определял сущность авангарда Рене Клер.
В послевоенные годы во Франции возникло движение против использования кино в коммерческих цел ...