Местом действия этой трилогии была местность в Северном Иране, опустошенная землетрясением 1990 года. В фильме "Вкус вишни" (1997) человек движется в автомобиле, ищет кого-то, кто поможет ему совершить самоубийство и похоронит его мертвое тело. Самоубийство запрещается мусульманами, и ему трудно найти сообщника. В конечном счете охранник музея соглашается, но хочет знать, как это можно хотеть умереть, когда столько чудес в жизни. Фильм типичен, в нем немного интерьеров, но много часто повторяющихся пейзажей, которые являются составляющими морального и психологического затруднительного положения главного героя.
Автомобили - один из привычных образов Киаростами, они могут символизировать бесконечное движение. "Десять" (2001) снят полностью с капота автомобиля и напоминает документальный фильм. Здесь исследуется затруднительное положение женщины в современном Тегеране. Также обсуждаются обычные для Киаростами темы, например, отношения между правдой (действительностью) и беллетристикой (фикцией), документальные кадры перемежаются игровыми. Фильм "Ветер унесет нас с собой" (1999) - просто один из лучших фильмов недавних лет. Неназванный инженер и его коллеги из Тегерана прибывают в маленькую деревню Сиах Дарех в горах иранского Курдистана. Автомобиль - редкий вид в этой деревне, которая кажется исключенной из современной цивилизации. Миссия инженера неясна. Он, кажется, находится там, чтобы делать запись древней церемонии траура, но лжет относительно своих целей местным жителям. Старая женщина, которую он ищет, при смерти, однако то, что он наблюдает, совсем непохоже на то, что он хотел бы видеть. Фильм - красивое размышление о движении человека против традиции и о борьбе технологии против характера. Фильм полон незабываемых изображений. Если инженер представляет прогресс, то сельские жители представляют древнюю культур, традиции, ритуалы и веру Ирана, которые отказываются изменяться и умирать. Фильм - социальный комментарий относительно сельской жизни, он исследует дилемму интеллектуалов в современном Иране, но это в конечном счете размышления об универсальных истинах относительно жизни и цивилизации. Жизнь деревни наблюдается точно. Это типично для современного иранского кино. Реальные люди сняты в реальных ситуациях, и ребенок в этих фильмах играет ключевую роль. Инженер оказывает дружескую поддержку мальчику по имени Фарзад, которому он помогает в учебе. В свою очередь, мальчик становится его гидом и информатором. На холме чернорабочий непрерывно роет канаву "телесвязи" с кладбищем (его собственная могила). Инженер пересказывает поэму Форуга Фаррохзаде "Ветер будет нести нас" подруге чернорабочего, когда она кормит корову в затемненном подвале
(корова символизирует ценности любви и красоты). Поэма повторяет философию Хайяма и обращается к его стилистике. Неясно, понимает ли инженер действительно ее значение. "Ветер будет нести нас" - одна из лучших поэм Ирана двадцатого столетия, но ее интеллектуальное и светское видение Ирана встретилось с официальным неодобрением. Исламские революционеры осудили Хайямский Робаият как работу еретика. В конце фильма инженер оставляет деревню и смывает ее пыль со своего автомобиля.
Неторопливый темп такого рода работ оставляет множество "комнат" для философских исследований. Большое количество режиссеров-женщин появилось в течение 1980-ых, Рахшан Бани-Етемад, например, "От пределов" (1987), Пуран Дерахшандех - "Маленькая птица счастья" (1989), Тахмине Милани - "Что нового?" (1992). Фильм Рахшан Бани-Етемад "под кожей города" (2000) представляет "жесткое" направление в иранском кино. Тема картины - выборы в современном Тегеране, "финансовые пирамиды". Интересен дебют Самири Махмалбаф, дочери Мохсена Махмалбафа, "Яблоко" (1997). Фильм-фантазия.12-летние сестры, сбежав от социальных работников, оказались впервые на улицах Тегерана. Временами фильм, кажется, максимально приближается к "документу", этим он наиболее интересен. Это очаровательный рассказ об исчезновении иллюзии "свободы" у девочек. Но это и несентиментальное повествование о суровых семейных традициях современного Ирана. В "Досках" (2000) Самира Махмалбаф изображает группу странствующих преподавателей в иранском Курдистане, около иракской границы, которые ищут учеников. Они несут школьные доски на спинах. Тащат эти доски на себе в крутую гору. Доски используются как щиты и маскировка против военного наблюдения с вертолета и нападения, а также как носилки, шины для переломанных ног и как валюта (меняют на что-то нужное). Мальчики, с которыми сталкиваются курдские преподаватели, не убеждены, что образование будет лучше для их будущей жизни. Грубая действительность жизни контрастирует с красивыми, ирреальными и символическими изображениями гор. Это фильм о падении роли знаний в современном беззаконном мире, попытке уйти от него. Последний - размытый - кадр: группа преподавателей и мальчиков пытается пересечь опасную границу.
Другие публикации:
Пространственно–временная
динамика культуры. понятие аккультурации
Динамика Культуры - изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках которого изучаются п ...
Стивен Спилберг
Сегодня, когда мы говорим о настоящем, фантастическом успехе в кино, одним из первых имен, которые приходят на ум, является, конечно, Стивен Спилберг. Его фильмы вот уже два десятилетия гремят по всему миру. Кассовые доходы от них ни с че ...
Миф как феномен первобытной культуры
Устойчивая символическая картина мира складывается уже в эпоху мезолита в форме мифологической картины мира. Человек мезолита постепенно переходит к земледелию, осваивает растительный мир, открывает для себя иную, по сравнению с охотникам ...