Идеологические факторы в развитии живописи

Материалы » Живопись советского периода » Идеологические факторы в развитии живописи

Страница 1

Обострение внутриполитической борьбы, усиления культа личности Сталина социалистический реализм оказали свое влияние на изобразительное искусство. Как и в других жанрах искусства, появились новые приоритеты. Официальная пропаганда требовала показать триумф партии гениальность «отца» всех народов. Краевиды разных мест, жизнь простых людей становились ненужными. Со связанными руками художники не могли раскрыть свой талант, свое видение окружающего мира. Шла нивелировка таланта, терялся профессиональный уровень, набирала мощь тенденция денационализации изобразительного искусства.

Партийное руководство требовало от художников показа жизни с пафосом динамизма, монументальности прославления высшего руководства. Тех кто стоял в стороне от этого, подвергали критике как со стороны партийного руководства, так и со стороны союза художников, которое было избрано на первом съезде художников в январе 1938 года. Съезд подчеркнул необходимость заниматься вопросами современности, создавать тематические произведения.

Чтобы оправдать звание настоящего советского художника, нужно было приспосабливаться, иначе, нависала угроза лишится жизни. Даже самые талантливые художники вынуждены были писать то, о чем говорила официальная пропаганда. В конце 30-х годов в их полотнах все больше места занимал тематический жанр, посвященный революции, гражданской войне, показав в этих событиях роли «отца» народов. Отображению исторического жанра способствовала подготовка к выставке, которая проводилась в дни Декады белорусского искусства в Москве.

На выставке были представлены полотна Я. Зайцева «Выступление Красной Армии в Минске в 1920 году», М. Манасзона «Выступление М.И. Калинина перед рабочими Минска в 1919 году», и «Встреча советских танкистов в Западной Белоруссии. 1939 г.», Галины Данальской «Польские оккупанты» и др.

В годы «хрущевской оттепели» появляется «суровый стиль», для которого характерны широкий мазок, обобщенный лаконичный образ, непривычная скульптурная емкость картины. Такое резкое изменение в живописной манере художников объяснялось резкой переоценкой ценностей, осуждением культа личности Сталина, пересмотром вульгарных теорий социалистического реализма. Грубая лепка суровых полотен 60-х годов несет себе большой эмоциональный заряд, его сила убеждает нас в своей правоте. Это работы Леонида Щемилева «Эстонские рыбаки», Альгерда Малишевского «Полочанка», Мая Данцинга «О Великой Отечественной», пейзажи 60-х гг. В Цвирко. Май Данцинг посвятил много полотен стройке нового города Солигорска: «Я знаю город будет Солигорск», «Новоселы», «В заводской столовой» и др. много полотен у него о Минске: «Старый и новый Минск», «Мой Минск» и др.

В условиях послевоенного идеологического нажима развивалось изобразительное искусство. Культ личности Сталина оказывал влияние на поиск темы художника, которая нередко проявлялась конъюнктурными соображениями, а борьба за высокую идейность подменялась значимостью самой темы или исторического события. Но и таких условиях создавались полотна, которые вошли в сокровищницу белорусского изобразительного искусства.

Основной темой многих живописцев в послевоенный период является отображение подвига народа в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. С первых дней войны мастера изобразительного искусства посвятили свое творчество показу героического подвига фронтовиков, партизан. Историческую ценность имеют многочисленные серии фронтовых рисунков, исполненных с натуры. Находясь в партизанских отрядах некоторые художники не бросили кисти. Более 40 антифашистских плакатов, 70 рисунков и акварелей (зарисовки боевых операций, портреты партизан) сделал художник Николай Гутнев.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Русская культура XIX – начала XX века
Петровские реформы явились важным условием формирования национальной культуры. В рассматриваемый период наблюдается рост национального самосознания. В культуре это находит выражение в проповеди личной, внесословной ценности человека. Кул ...

Психологический подход к дизайну интерьера
Психологический подход к дизайну интерьера условно включает в себя две основные функции. Наиболее распространена и общеизвестна гармонизирующая функция, когда обстановка отдельной комнаты или всего дома отражает темперамент человека, его ...

Зарождение самодеятельного художественного творчества в недрах народной художественной культуры
С древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого. "Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нём находят отражение социальные и эстетические ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы