Ранний гуманизм в Италии

Материалы » Ранний гуманизм в Италии

Страница 2

Программа становления новой гуманистической культуры в основных чертах была намечена великим поэтом итальянского Возрождения Франческо Петраркой (1304—1374), а ее разработку завершили его последователи и друзья – Боккаччо (1313—1375) и Салютати (1331—1406), чье творчество пришлось на период Раннего гуманизма, охватившего в Италии более 60 лет и закончившегося с уходом Салютати.

Заметим, однако, что итальянцы со времен Ренессанса считают, что начало итальянской литературе Возрождения положили три флорентийских светоча: предтеча Возрождения, “последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени” (переходная фигура от средних веков к Ренессансу) Данте, Франческо Петрарка и Боккаччо. Впрочем, на наш взгляд, более справедливой представляется позиция тех исследователей, которые считают основателем Возрождения Петрарку. И с его творчеством связывают начало итальянского гуманизма.

Великий поэт и мыслитель, первый гуманист и первый человек Возрождения Франческо Петрарка (1304-1374) родился вдали от родного города Флоренции в г.Ареццо, поскольку его отец состоятельный флорентийский нотариус, принадлежавший к партии белых гвельфов, в 1302 г. был изгнан из Флоренции и вынужден был искать приют на чужбине. В 1312 г. Петрарка с семьей попал в Прованс и поселился вблизи Авиньона, который, как известно, в то время был папской столицей (см.”Авиньонское пленение пап”). Случилось так, что сам Петрарка провел в Авиньоне лучшие годы жизни и переселился на родину в Италию лишь в ее конце. Учился Петрарка в двух университетах – в Монпелье и в Болонье, где изучал право, но юристом становиться не собирался. Еще в юности у него появился покровитель – представитель влиятельного рода Колонна – кардинал Джованни Колонна, при дворе которого он прожил ряд лет.Тогда же (в молодые годы) он решил принять духовный сан. Это и позволило Петрарке, получая церковные бенефиции (пусть и очень скромный, но постоянный доход), вести достаточно независимый образ жизни, а затем всецело заняться любимым творчеством.

Долгие годы Петрарка провел на юге Франции (в Авиньоне (с 1326 г.) и Воклюзе (живописная долина около Авиньона, где в полном уединении, предавясь чтению древних авторов, он провел 4 года.Воклюз – время расцвета его творчества, здесь были написаны либо задуманы и начаты почти все его сочинения, такие, например,как “Жизнь знаменитых мужей” – биографии героев Античности, начиная с Ромула; латинская поэма “Африка”, посвященная Сципиону Африканскому Старшему, за которую 8 апреля 1341 г. на Капитолийском холме он был объявлен “великим поэтом и историком Италии”, а его голова была увенчана лавровым венком); много путешествовал (хотя эти путешествия не были деловыми, что было обычным делом для человека Средневековья:“истинной причиной” путешествий было “желание видеть многое”, а это было новым явлением для ХIV в.), бывал в Германии, Фландрии, северных городах Франции, а последние двадцать лет жизни жил в Милане (с 1353 г. у архиепископа Джованни Висконти), Венеции (с 1361 г.), Падуе, Акве (вблизи Падуи с семьей своей незаконной дочери Франчески, где и умер, как он мечтал, внезапно, за столом, склонившись над древней рукописью, не дожив 2 дня до своего 70-летия).

Наследие Петрарки огромно. Его имя обессмертила лирическая поэзия на вольгаре (народный итальянский язык), собранная в “Книге песен” (“Канцоньере”, 366 стихотворений, из которых 317 -- сонеты) и посвященная Лауре. Благодаря Петрарке эта авиньонская женщина стала бессмертной. Лауру Петрарка встретил в 1327 г. в Авиньоне, и с первого взгляда полюбил, любил всю жизнь, и своими стихами в ее честь обессмертил. Впрочем, нельзя не признать, что до сих пор существуют исследователи сомневающиеся в реальном существовании этой особы, но столь ли это существенно? Как равно и то, что, вероятнее всего, она была не юной и восторженой поклонницей поэта, а женой дворянина, матерью семейства и скорее всего особой весьма равнодушной к сонетам Петрарки. Важнее другое: эта красавица смогла вдохновить 23-летнего поэта на утонченную любовную лирику, которая до сих пор считается эталоном любовной поэзии Ренессанса и одной из вершин мировой поэзии вообще. Ведь, с “Канцоньере”, в сущности, начинается вся ренессансная поэзия, воспевающая красоту вполне обычной земной женщины. Главным содержанием любовной поэзии Петрарки (в отличие от абстрактной любви поэтов предшествующего времени) было глубоко индивидуальное чувство к городской женщине. Любовные сонеты Петрарки обнажили особый внутренний мир автора и глубину его переживаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие публикации:

Культ фараона, религия
Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» - (ном) с ...

Средние века как культурно – историческая эпоха
1642 – англ.-буржуаз. революция. В 17 в. в Европе философ. как самост. знание. Декарт (создатель рационалистич.), Спиноза. Материалисты: Бэкон, Джон-Лок. В 17 в. бурное развитие наук: матем- Декарт оформил интеграл. исчисление; физика –Нь ...

Художественный язык
Творчество Босха формировалось под влиянием двух противоположных систем мировоззрения – ренессансной и средневековой. Элементы средневекового и ренессансного мировоззрения вошли в творчество Босха не как эклектическое смешение разнородных ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы