Греческая религия была органичной частью культурной и общественной жизни полисов Древней Греции. Она определяла мировоззрение и мироощущение греческих граждан, их нравственные и этические нормы, а также формировала образы и основные тенденции художественного творчества. Она стала основой для многих произведений литературы и философии, архитектуры и скульптуры. Пройдя все этапы развития, характерные для народов древних цивилизаций, греки создали свою собственную, оригинальную религиозную систему, соответствующую уровню их общественного сознания.
Развитие греческой религии. Ранний этап развития греческой религии определялся формированием взаимоотношений между человеком и окружающим его миром. Различные природные явления представляли опасность для жизни человека и перед ними он чувствовал свое бессилие. Для адаптации в окружающем его мире человек обожествлял стихии и отдельные предметы. Первые божественные существа, представавшие часто в виде каких-либо животных или растений, руководили мировой природой и от их милости или гнева зависела жизнь человека. Чтобы добиться их расположения, человек приносил богам жертвы, обращался к ним с молитвами. Таким образом, первые сакральные отношения человека с окружающей средой были результатом удовлетворения его простых повседневных потребностей.
На новом этапе почитание богов было связано с целой системой сакральных обрядов - молитв, жертвоприношений, религиозных плясок и гимнов, погребальных игр. В поэмах Гомера «Илиада» И «Одиссея» боги предстали уже в антропоморфном облике. В новом пантеоне богов была сразу проведена четкая иерархия. Низшие божества сохраняли полуживотный облик. В греческих мифах мы встречаем сирен (птиц с женскими головами), кентавров (полулюдей-полуконей), сатиров (мужчин с козлиными ногами).
Высшие божества жили на горе Олимп, расположенной в фессалийской области. На ее снежной вершине в прекрасных дворцах обитали олимпийские боги.
Характерной особенностью греческой религии было то, что олимпийцы не являлись существами изначальными. Им предшествовало еще два поколения богов, каждое из которых боролось за власть с предыдущим. Сначала были Хаос, Гея (земля), Тартар (подземный мир) и Эрос (любовь). Гея родила Урана (небо), вступила с ним в брак и они составили первую верховную пару божеств. Они породили второе поколение богов титанов. Сын Урана Кронос стал во главе заговора титанов и лишил отца власти. Кронос женился на титаниде Рее и они стали второй верховной парой богов. В страхе за свою власть Кронос проглатывал рожденных Реей детей, пока его младший сын Зевс, спрятанный матерью на о. Крит, в свою очередь, не сверг отца. Со своими братьями и сестрами Зевс стал править миром. Так появилось третье поколение богов олимпийские боги.
Олимпийские боги. Свое превосходство олимпийцам пришлось долго отстаивать. После окончательной по беды как над титанами, вся власть была сосредоточена в руках Зевса и его семьи. Так сложилась группа, состоящая из 12 верховных олимпийцев. Все остальные боги, демоны, герои находились в подчинении у них. Кроме 12 олимпийских богов каждый город почитал своих богов-покровителей.
Другие публикации:
Пейзаж в русской живописи. Айвазовский
Родился в семье торговца Константина (Геворг) Гайвазовского. 17 июля 1817 года в книгу рождений и крещений местной армянской церкви была внесена запись о том, что родился "Ованес, сын Геворга Айвазяна". Отцу мальчика, на попечен ...
Искусство как элемент культуры
Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в разв ...
Внутренняя и внешняя техника. Единство чувства правды и чувства формы
Говоря о профессиональном воспитании актера, необходимо подчеркнуть, что никакая театральная школа не может и не должна ставить перед собой задачу дать рецепты творчества, рецепты сценической игры. Научить актера создавать необходимые для ...