Однако если Зевс считался верховным богом всех греков, то власть бога - покровителя полиса ограничивалась только рамками общины. Если город проигрывал сражение и попадал в зависимость от другого города, то верховный культ завоевателей поглощал культ побежденных, что выражалось в слияние имен и святилищ данных божеств.
Развитие греческой цивилизации привело к изменению функций олимпийских богов. Если раньше боги олицетворяли собой силы природы, то теперь они становились покровителями различных занятий и сословий. Кроме того, олимпийцы воплощали в себе идею прогресса и цивилизации.
Однако олимпийская религия не долго сохраняла пережитки фетишизма и тотемизма, являвшиеся отголосками paннего этапа, когда богов почитали в виде отдельных предметов (фетишей) или животных (тотемов Например). Помимо растений греки отождествляли богов с представителями животного мира.
Герои. Характерной особенность греческой религии и мифологии было широкое распространение по всей Элладе культа героев, служивших промежуточным звеном между миром бессмертных богов и миром людей. Сильные и прекрасные герои, потомки «смешанных» браков олимпийцев со смертными проживали долгу жизнь, полную подвигов и приключений, а после смерти их души отправлялись на «острова Блаженных». Многочисленные истории о подвигах героев складывались в мифологические циклы (троянский, фиванский). Первоначально мифы повествовали о походах группы героев в «дальние страны» (Троянская война, поход аргонавтов за золотым руном). Позднее стали выделяться индивидуальные культы героев, совершивших ряд подвигов (Геракл, Персей, Тезей). Особенно в Греции почитали сына Зевса и смертной женщины Алкмены – Геракла, мифов о подвигах которого было столь много, что из них выделили 12 самых знаменитых.
Переход от эпохи матриархата к патриархату нашел свое отражение в мифах о подвигах героев, которые часто расправлялись с чудовищами женского рода. Героев часто почитали как царей и покровителей городов. Многие аристократы возводили свой род к местным героям.
Особенности олимпийской религии.
Греческую религию отличало своеобразие в понимании человеком божественной природы. Олимпийцы не являлись грозной и чуждой человеку силой. Прекрасные и справедливые, они принимали не только облик людей, но и их систему ценностей. Боги жили на Олимпе общиной, они любили и страдали, ссорились и изменяли друг другу, завидовали и ревновали, соперничали и воевали. Они вступали в брак не только между собой, но и со смертными.
Важной особенностью олимпийской религии было нравственное начало богов. Они вершили высший суд, карали виновных и дарили милостями тех, кто соблюдал их законы. Так государство поставило религию на службу охраны правопорядка. Боги покровительствовали государственным законам, их именем скреплялись мирные договоры.
Оракул и святилища. Большое значение в системе греческой религии имели оракулы, т. е. святилища, где верующие получали прорицание от имени бога с помощью жрецов. В Греции было множество оракулов с разной специализацией. С развитием общественной и культурной жизни Греции, спортивных игр и международной торговли многие обще греческие святилищa стали опорой для выработки идей панэллинизма и формирования норм и правил международной жизни.
Другие публикации:
Симфонические балеты
Не смотря на кризис 60-х годов XIX века, русский балетный театр сохранил традиции, выработанные предшествующими поколениями, традиции национального классического балета, а русские композиторы делали попытки теснее соединить музыку и хорео ...
Кинофестиваль «Трайбека»
Кинофестиваль Трайбека (англ. Tribeca Film Festival, TFF) — кинофестиваль, ежегодный международный конкурс кинофильмов, проходящий в Нью-Йорке, США. Основан в 2002 году Робертом Де Ниро, Джейн Розенталь и Крейгом Хаткоффом в качестве реак ...
Архитектурные памятники Древнего Египта
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н. э). Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4-й династии (27 в. д ...