Я хочу заглянуть глубоко в века. На самом деле, готика – это архитектурный стиль бытовавший в средние века. Его отличительные черты: мрачность, строгость величественность. Но что же тогда происходило с музыкой и имеет ли она какие-либо сходства с готической музыкой XX века?
В искусстве раннего средневековья воплощено дидактическое отрицание всех ценностей земной жизни ради воздаяния после смерти, проповедь аскетизма. Античному культу человеческого тела как совершеннейшей из тем искусства раннее средневековье противопоставляет особую условность в передаче внешнего человеческого облика, всего лишь как бренной оболочки бессмертного духа. И в соответствии с этим, синкретическому единству искусств в античной трагедии противостоит понимание музыки как служанки церкви. Как известно в средние века все сферы жизни человека были подчинены христианской церкви.
На протяжении II-VI веков идёт формирование новых родов церковной музыки, которые в итоге образуют основу григорианского хорала как единого, обязательного свода песнопений, принятых римской церковью. Раннехристианская музыка унаследовала приёмы псалмодии как особого рода речитации с мелодическими вступлением и заключением – из ритуала древнеиудейского пения, а мелизматический склад ряда песнопений (например, широкораспетых аллилуй) – из коренных мелизматических традиций в музыке Сирии, Армении, Египта. Сопоставление стариннейших форм ритуального пения, сохранившихся в европейских общинах Иемена с их замкнутой патриархальной жизнью, - и ряда григорианских напевов позволяет уловить преемственную связь псалмодии в хорале и древнего синагогальского псалмодирования. Исполнительские традиции христианского пения – антифон и респонсорий – сложились на основе восточных образцов. Антифон (вокальный приём : противопоставление двух хоровых групп) сложился в Сирии и Палестине. Респонсорий, то есть чередование сольного пения и «ответов» хора, тоже усвоенное христианами, по мнению исследователей в равной мере имеет восточное происхождение. Весь накопленный ранними христианами опыт был переработан в григорианском хорале.
Григорианский хорал как ритуальное пение господствовало в христианской церкви. Псалмодия, мелизматическое пение, гимны и псалмы – всё это составляло словно бы различные жанровые основания, на которых складывался хорал и которые определили его внутреннее многообразие. Ранний хорал был крайне аскетичен.
Создания антифонария, приписываемое папе Григорию, было подготовлено, по крайней мере, трёхвековой деятельностью римских певцов при участие местного духовенства. В итоге церковные напевы, отобранные, канонизированные, распределённые в пределах церковного года, составили при папе Григории официальный свод – антифонарий. Входящии в него хоровые мелодии получили название григорианского хорала и стали основой богослуженого пения католической церкви. Языком григорианского хорала являлся латинский, и впредь традиционный в письменности средневековья.
Григорианское пение с XI-XII веков, а затем в эпоху Ренессанса послужил исходной основой для создания многоголосных сочинений, в которых культовые напевы получили самую разнообразную разработку: от проведения в качестве cantus firmus’a до растворения в многоголосной ткани сложной композиции.
Со времён каролингов орган постепенно внедряется в католическую церковь как первый признанный инструмент в ней. Тогда ещё грубый, несовершенный, с резким звуком и неподатливыми клавишами-рычагами, он уже становится традиционным инструментом в католическом богослужении. Его роль на первых порах, видимо, была ограничена поддержкой хорального пения.
Другие публикации:
Литературные памятники Древнего Египта
«Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых», «Песня арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой».
Древнегреческие философы: Демокрит, Сократ, Платон, Аристофан, Аристотель. ...
Джованни Боккаччо
Близкого соратника и продолжателя своих начинаний Петрарка обрел в Боккаччо. Выходец из флорентийской купеческой семьи, Джованни Боккаччо (1313—1375) молодые годы провел в Неаполе, изучая коммерцию и каноническое право; однако главным его ...
Модернизм в театре и кино
Один из идеологов модернизма французский философ Жак Лакан (1901-1981) считал, что причиной многих неврозов, психозов и других нарушений, представляющих угрозу для душевной жизни человека, являются "театральные эффекты человеческого ...