Эволюция католической музыки средневековья

Материалы » Готическая музыка и субкультура второй половины ХХ века » Эволюция католической музыки средневековья

Страница 2

На огромном, в подробностях плохо различимом историческом фоне вырисовываются поистине грандиозные крупнейшие сооружения романского и готического стилей, создаются великие памятники литературы, впервые в мире последовательно развивается многоголосная музыка и её сложные формы, впервые выступают значительные индивидуальности поэтов-компазиторов, оставляющих обширное творческое наследие.

Сведения о бродячих народных музыкантах средневековья становятся от IX к XIV веку всё более обильными и определёнными. Это жонглёры, менестрели, шпильманы позднее появились трубадуры, труверы и миннезингеры. Они были родоначальниками светской музыки, основные жанры их песен: альба (песня рассвета), пастурель, сирента, «песня прялки», песни крестоносцев, песни-диалоги, плачи, танцевальные песни. Любовная лирика выражается в альбах, пастурелях, танцевальных песнях, «песнях прялки». Рыцарское воспевание прекрасной дамы, идеал молчаливой верности и прочие куртуазные мотивы.

Первые примеры многоголосного склада приведены в теоретических работах IX-XI веков. Там даются образцы сочетания голосов, из которых один ведёт мелодию хорала, а другой или другие голоса следуют за ним, двигаясь параллельно в интервалах кварты, квинты, октавы (то есть совершенные консонансы). От названия присоединяемого голоса такой склад двух- или многоголосия получил в дальнейшем название органума. Пока что в этих первых примерах происходит лишь удвоение хоральной мелодики. У Гвидо из Ареццо в трактате «Микролог» (ок. 1025 г.) приведены примеры свободного сочетания голосов, идущих нота против ноты (то есть второй голос – за главным), но образующих помимо исходного и заключительного унисона и параллельных кварт, секунду и терцию при переходе от унисона к кварте и обратно. Диафония есть согласованное расхождение голосов, выполняемое по меньшей мере двумя певцами, так что один ведёт основную мелодию, а другой искусно бродит по другим звукам; оба они в отдельные моменты сходятся в унисоне или октаве. Этот способ пения обычно называется органом, оттого, что человеческий голос, умело расходясь, звучит похоже на инструмент, называемый органом. Слово «диафония» значит двойной голос или расхождение голосов. Таким образам, различные авторы на протяжении около двух столетий – даже независимо от того, как они мыслят интервальное соотношении голосов, - допускают лишь один принцип многоголосия: присоединение к григорианской мелодии другого голоса, движущегося в едином с ним ритме.

Есть все основания полагать, что на раннем этапе развития многоголосия в церковной музыке движение голосов «нота против ноты» более или менее широко распространялось и на практике. Оно, конечно, связывало развитие многоголосного склада, препятствуя образованию того, что мы называем полифонией. Ещё более ограничивало возможности многоголосия движение параллельными квинтами, квартами и октавами. Музыкальные памятники , относящиеся примерно к середине XII века, дают уже целый круг образцов другого характера, которые свидетельствуют о возникшей самостоятельности нового голоса, присоединённого к основной хоральной мелодии. Записи многоголосия того времени сохранили образцы мелизматического органума: на замедленную, изложенную большими длительностями основу (григорианскую) мелодию принципалиса наслаивалась более подвижная мелодическая линия органалиса, в котором большие распевы из многих звуков приходились на один звук канонизированной основной мелодии. Хоральная мелодия в больших длительностях даёт опоры для движения, но как целое от части утрачивает своё значение, мелизматический же верхний голос льётся и разливается в легких попевках, захватывая по преимуществу соседние звуки, возвращаясь к сходным интонациям в характерном кружении, и, по существу, очень далеко отходит от самого типа канонизированной церковной мелодики. Если в своё время первое введение секвенций и тропов в контекст григорианской мелодики уже было проявлением антигригорианской тенденции, то присоединение к хоральной мелодии второго, относительно свободного и развитого голоса знаменовало качественное усиление той же тенденции, характерное для нового этапа в существовании католической церковной музыки. Само развитие многоголосия, как оно шло в парижской школе, побудило выдвинуть обозначения: дискант, дискантирование, дискантист. Они связаны с тенденцией к противопоставлению голосов, к противоположному их движению: дискант – «разнопение». По-новому растёт и расхождение между двумя голосами: григорианская мелодия ещё больше растягивается, чем прежде, она образует как бы ряд органных пунктов по отношению к подвижному второму голосу. И как бы далеко по характеру общего звучания новые образцы многоголосия ни отходили от григорианских «подлинников», одно оставалось неизменным в церковной музыке – обязательная, хотя бы внешняя, хотя бы частичная, хотя бы реально не ощутимая исходная опора на григорианскую мелодику.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Московские музеи
Московские музеи являются одними из крупнейших в мире собраний художественных и исторических раритетов. Значительный комплекс музеев, в фондах которых хранятся удивительные и редчайшие реликвии отечественной истории и культуры, находится ...

Культура Древней Греции
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Однако особую роль исследователи отводят античной (греческой) культуре, чьи литература, искусство и философия стали отправной точкой в развитии всей последующей (европейской) культуры, ока ...

Вавилонское столпотворение
Еще одна рассказанная Библией легенда закрепила в памяти людей имя Вавилона. Это история строительства Вавилонской башни и смешения языков. Эта легенда гласит: жители Вавилона, возгордившись, решили построить огромную башню, или столп, в ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы