Народ в своём творчестве гордится сильной Русью; его сыновья – крестьяне и ремесленники – начинают осознавать себя не только близкими «людьми Божьими», но и реальными людьми с земными заботами, радостями и горестями.
Просвещение. Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. В них же и в церквях, особенно при митрополичьем и епископских дворах, имелись библиотеки рукописных, позднее и печатных книг, подчас весьма значительные.
«Мастера грамоты» появляются в городах и по деревням. У них учились дети и взрослые. Известные духовные деятели Зосима словецкий и Александр Свирский обучались в обонежских деревнях, Антоний сийский – в деревне у Белого моря. Учителями были монахи, дьяки.
Учили сначала азбуку, потом – Часослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтырь (псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось. Тем, кто побогаче, удавалось его продолжить – на очереди были «Апостол», Евангелие. Премудрость математическая сводилась к счёту до тысячи и далее, сложению и вычитанию, реже проходили умножению и деление.
Тексты и цифры учили наизусть и вслух, в общей школьной комнате, и оттого она заполнялась шумом и разноголосицей. За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог и должен был «сокрушать рёбра», «учащать раны» ученикам своим. Той же цели – внушению «книжной премудрости» - служила и «душеспасительная» розга. Но уже тогда с поощрением говорят и пишут о дидаскалах – учителях, которые «твоего для учения хотяша, дабы хитр был и разумен умом, и смыслён, а не грублий человек».
Но, очевидно, в реальной жизни встречалось, в зависимости от обстоятельств и характера учителей, и то и другое. Недаром Домострой включает поучения, исключающие друг друга: «не ослабевай, бия младенца», «обучая детей, люби их и береги». В «Пчёлах», сборниках нравоучительного содержания, можно встретить здравые мысли о воспитании детей и воспитателях: «Учитель нравом да покорит ученика, а не словом».
Появились руководства по грамматике – труды Максима Грека: «Начало грамоты греческой и русской», «Предисловие о буковице, рекиге «о азбуце»», «Беседа о учении грамоте…» и т. д. Знающие люди высоко чтили грамматику, она, сказано в «Азбуковнике» конца XVI в., «основание и подошва всяким свободным хитростям».
В этом столетии появляется первое пособие по арифметике – «книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счётная мудрость». По простой системе исчисления («малое число») изучали единицы, десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч (тьмы), сотни тысяч (легионы), миллионы (леодры), по сложной системе («число великое словенское») – миллионы (тоже – тьмы), триллионы (тоже – легионы), триллионы триллионов (тоже – леондры, другое название – септиллионы), вороны (леондры леондров – число из 49 цифр). Изучаются в это время и дроби (известные ещё в XI в.); числитель называли «верхним числом», знаменатель – «исподним числом».
При Иване IV, Фёдоре Ивановиче некоторых молодых людей посылали в Константинополь изучать греческий язык и грамматику. Ездили «паробки» с аналогичными целями и в европейские страны.
Некоторые знатные люди собирали у себя дома библиотеки рукописных книг. Большое собрание таких книг имел царь Иван Грозный. Куда делась его библиотека, неизвестно. Может быть, она замурована в кремлёвских подземельях. Или книги, в неё входившие, позднее разошлись по другим библиотекам, например, митрополичьей, позднее – патриаршей, и иным.
Поворотное для просвещения значение имело появление книгопечатания. Ещё при Иване III пытался печатать книги в России Варфоломей Готан, любекский первопечатник, но первый опыт не удался. Полстолетия, с лишним спустя, в середине 50 – х г. г XVI в., первые книги так называемой «безвыходной печати» (не имели обозначения места и года издания) появились в Москве. Именно тогда царь Иван Васильевич завёл типографию.10 лет спустя, 1 апреля 1564 г., Иван Фёдоров издал в ней «Апостол». Затем последовали «Часослов» и другие книги. Года через два Фёдоров перебрался в Великое княжество Литовское и умер в Львове в 1583 г. Здесь он продолжал своё любимое дело. В числе прочих книг «Друкарь московитин» (московский печатник), как называли его на Украине, издал первый печатный русский Букварь «для пользы русского народа», как он написал в послесловии.
В Москве издавали книги сотрудники и последователи Ивана Фёдоровича (Андроник Невежа); всего появилось около 20 книг богословского содержания. В деле обучения, просвещения был сделан большой шаг вперёд.
Другие публикации:
Сравнительные характеристики танцевальной
культуры Чеченского и Ингушского народов
Чеченцы и Ингуши это родственные нахские народы, имеющие свои пути развития.
Несколько десятков лет Советская власть территориально объединяла разные или близкие, по культуре и истории народа. В 1934г. была образованна ЧИАССР, и в 1937г. ...
Манера исполнения и перспектива
Рисунки и гравюры на стенах часто различаются по манере исполнения. Взаимные пропорции отдельных изображаемых животных обычно не соблюдаются (рис. 455). Среди таких зверей, как горный козел, лев и т.д., в такую же величину рисовались мамо ...
Структурные составляющие постановки концертно-зрелищной программы
Определив номер, как составляющую технологического процесса концертно-зрелищной программы, необходимо обратиться к структуре постановки самой концертно-зрелищной программы.
Прежде всего, важно рассмотреть драматургию концертно-зрелищной ...