В сочинениях еретиков-вольнодумцев рубежа XV-XVIстолетий («ересь жидовствующих»), особенно их левого, радикального, крыла, отрицались главные догматы христианского вероучения - троичность Бога, непорочное зачатие, причащение, необходимость икон, самого института церкви. Еретики критиковали мздоимство и иные пороки института духовной братии. Более умеренное крыло претендовало лишь на свободомыслие в литературе, научных исканиях.
Гуманистические, рационалистические идеи еретиков, их критика церковного, монастырского землевладения, стяжания поначалу вызывали сочувствие даже у великого князя Ивана III. Но, в конце концов, одержали верх церковные ортодоксы в главе с Иосифом Саниным, игуменом Иосифо – Волоколамского монастыря, которых великокняжеская власть сочла лучшей опорой для себя, чем еретиков. Церковный собор 1504 г. осудил последних, некоторых из них казнили.
Идеи «нестяжательства» развивали и заволожские старцы во главе с Нилом Сорским. Они обличали стремление присвоить труд чужих рук, сребролюбие, чревоугодие, гордость, тщеславие и прочие пороки. Проповедовали смирение, созерцательную жизнь, нравственное самоусовершенствование. Иноки, по их учению, должны добывать пропитание своим трудом, не иметь земель и крестьян, отказаться от мирской суеты и стяжательства. Иосиф Волоцкий же говорил о другом: «Церкви богатство – Божье богатство».
Борьба иосифлян и нестяжателей продолжалась после кончины их вождей (Иосиф умер в 1525 г., Нил – в 1508 г.). Иосифлян возглавил митрополит Даниил, нестяжателей – инок-князь Вассиан Патрикеев Косой. Ко вторым примкнул Максим Грек, учёный монах с Афона, приехавший в 1518 г. в Москву. Они нашли опору в среде оппозиционного боярства и поплатились за это: церковные соборы 1525 и 1531 г.г., осудили их, и они оказались в ссылке. Их обличения в адрес церкви, а тем самым светской власти, упоминания о тяжёлом положении крестьян отвечали злободневным настроениям русского общества.
Повести и сказания сообщают о важнейших событиях той эпохи – присоединение Новгорода Великого и иных русских земель к Москве, царе Иване Грозном и его деяниях, борьбе России с иноземными захватчиками («Повесть о Молодинском сражении» 1572 г.)
В XVI столетии работает плеяда талантливых публицистов. Ф. И. Карпов, весьма образованный человек (знал латынь, греческий, восточные языки), сокольничий Василия III, скорбел о несовершенстве общества, светской Власти: « Ныне везде распри, ныне живут от хищений», «понял, какими вредными и неугодными путями, хромыми ногами, со слепыми очами ныне ходит земная власть и весь род человеческий». Правители должны, по его убеждению, нести в мир «правду, искоренять злых, которые не хотят излечиться и любить Бога».
В середине века многие публицисты остро и страстно обсуждают проблемы самодержавия и устроения государства, боярства и положения крестьян. И. С. Пересветов выступает сторонником холопства, кабельной зависимости, «которая земля порабощена, всему царству оскудение великое».
Вторая половина столетия отмечена яркой, эмоциональной перепиской царя Грозного и князя – беглеца А. М. Курбского. Первому из них принадлежат также послания многим другим лицам, светским и духовным; второму – «История о великом князе московском» и другие сочинении. Царь исходит в своих суждениях из представлений о богоуставленности власти самодержавца, её неограниченности: «Мы вольны жаловать своих холопов, а казнить, вольны же есмя».
Курбский же – противник "лютости" царя, который, по его словам, должен править вместе с «мудрыми советниками». Будучи последователем нестяжателей, князь выступает противником иосифлянского духовенства. С критикой опричнины выступают, наряду с Курбским, Корнимий, игумен Псково-Печерского монастыря, составитель псковского летописного свода 1576 г., авторы повести о разгроме Новгорода царём Грозным в 1517 г. вставленной в Новгородскую летопись.
В XVI в. составляются один за другим большие летописные своды – Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никоновский и другие. Они включают в свой состав, помимо предшествующих сводов, повестей, сказаний, и обширные документы. Во второй половине правления Ивана Грозного составили так называемый Лицевой свод – Никоновскую летопись украсили почти, 16 тысячами миниатюр – иллюстраций. В нём история России ведётся с древнейших времён до середины 50-х г.г. XVI в. Этот грандиозный памятник, как и другие, утверждает идеи величия русского самодержавия, его центромезаторской политики. Таковы же идеи, положенные в основу «Степенной книги», «Казанской истории», Четий – Миней (собрание житий русских святых, расположенных по месяцам года).
Другие публикации:
Идеи Просвещения и патриотизм
Пожалуй, самой примечательной чертой российских просветителей был их ярко выраженный патриотизм. Победа над Швецией в Северной войне выдвинула Россию в число великих европейских держав. Это позволило русским людям по-новому осознать значи ...
Глобализация культурных
процессов в новейшее и постновейшее время
Понятие "железный занавес", образно обозначившее разрыв союзнических отношений СССР и его военных соратников, имело не только политический, но и культурный смысл: идеологи большевизма, и при жизни И.В. Сталина, и после его смерт ...
Палаццо Строцци
Палаццо Строцци— флорентийский дворец (палаццо) эпохи Ренессанса. Здание было построено по заказу Филиппо Строцци предположительно по проекту Джулиано да Сангалло в 1489—1539 гг. По своей форме относится к флорентийским городским дворцам ...