Понятие «информационная культура» сформировалось во второй половине ХХ века в связи с пристальным вниманием к механизмам и процессам информационного обмена. С точки зрения культурологии информационная культура характеризует «культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации»
Нельзя не отметить, что «информационная культура», или в педагогике говорят об «информационной культуре личности», является составной частью более широкого понятия «культура личности». Под культурой личности понимается «система личностных качеств (ума, характера, воображения, памяти), осознаваемых самим индивидом как ценности и ценимых в обществе. Более узкое по объему понятие «информационная культура личности» мы определяем, как способность и потребность специалиста использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска нового знания, его интерпретации распространения» .
При этом крайне важно задуматься и о пределах роста информации и о качестве и необходимости информационной культуры. Необходимо помнить, что «увеличение количества информации может значительно уменьшить нашу возможность пользоваться ею, т.е. количество информации и ее ценность – принципиально разные вещи».
Информационную культуру следует рассматривать как один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Так же, как и культура, она неразрывно связана со “второй природой” (социальной) человека, являясь продуктом его мыслительной способности, выступая содержательным аспектом субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, зафиксированных при помощи различных материальных носителей. При этом под субъектом понимается человек (или социальная группа), носитель предметно-практической деятельности и познания, под объектом – то, на что направлена указанная деятельность субъекта.
Информационная культура выступает одновременно и необходимым эффективным фактором в освоении человеком культурной реальности, овладении всем тем богатством, которое выработало человечество, и самой реальностью, ценностью, появившейся в результате культурно-созидающей деятельности, и атрибутом непосредственного культурного бытия, личностных проявлений (поведения, различных форм общения и т. п.).
Если рассматривать понятие информационной культуры более широко (выходя за пределы компьютеризации), то следует признать, что общие методы представления знаний и умений не следует искать лишь в околокомпьютерной ситуации. Реальная область применения информационной культуры гораздо шире.
Информационная культура имеет системно-структурное строение, в котором можно выделить системообразующее ядро. Им является информационная деятельность учащихся, обусловленная характером их учебно-познавательной деятельности. Эта деятельность, в соответствии с их потребностями, проявляется в использовании накопленных ими и обществом информационных ресурсов.
Формирование информационной культуры качественно влияет на развитие мышления учащихся, способствуя умению мыслить категориями, отделять главное от второстепенного, анализировать ситуацию и делать выводы, развивая его образную, абстрактную и творческую направленность.
Активное внедрение во все сферы деятельности человека новых информационно-коммуникационных технологий требует решения проблемы подготовки специалистов художественного профиля (культурологов, музыкантов, хореографов, вокалистов, режиссеров), способных эффективно работать в условиях становления информационного общества, когда информация, знания становятся важным ресурсом, а также подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития. В этой связи непременным признаком высокого профессионализма будущего специалиста выступает информационная культура.
В сложившихся условиях информационная культура личности становится областью метазнаний, уровень владения ею – важнейшим фактором профессиональной компетентности и социальной дифференциации, а путь её формирования – приоритетным направлением модернизации учебного процесса в сфере профессионального образования.
Другие публикации:
Образная интерпретация действительности
1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности.
Художественный образ конкретен и обладает чертами представления, но особого рода: представления, обогащенного мыслительной деятельностью. Представления ...
Том Вессельман
Том Вессельман пришел в большое искусство из коммерческого, дизайнерско-прикладного цеха — в начале своей карьеры он промышлял карикатурами для газет и журналов (рисовать он начал в армии в Корее). И совершил тот же эстетический кульбит, ...
Русская культура позднего средневековья
Рус. кул. 17 в. хар-ся отходом свет. кул. от религиозной. С одной ст. установ. кр. право, с др. раз-ся капиталистич. отн-ния. В лит-ре нов. жанры: повести религиоз. –философ. плана, нравств. плана (вымышлен. герои). Н-р «Повесть о Фрале С ...