Алтарь братства св. Антония
Распятие Христа воспринимается как катастрофа вселенского масштаба, Его смерть — как трагедия человеческой истории. К «Распятию» направлялись все взоры молящихся, святые Антоний и Себастьян, величественные и благостные, взывающие к благочестию и дающие исцеление силой Христа, указывали на Него. А ниже, у подножия алтаря, лежало уже снятое с креста мертвое тело Спасителя перед положением Его во гроб. В час же праздничной воскресной мессы открывалась другая часть алтаря — раскрывшиеся створки являли чудо небесной радости на земле: хор ангелов славил Марию, держащую младенца Христа на руках — небеса изливали потоки света, природа расцветала невиданными цветами, ангелы и херувимы, окруженные чуть брезжащим светом играли на музыкальных инструментах свои гимны. Слева, на боковой створке, в готическом зале была изображена сцена Благовещения: испуганная Мария отпрянула от книги, ангел в полыхающем киноварном плаще как ветер — Дух Святой — несет ей весть богоизбранничества. Справа — слепящее сиянием, подобно сгусткам пламени, Преображение Господа. Внизу та же сцена оплакивания напоминала о божественной жертве Христа. И лишь немногие, в присутствии собравшихся членов совета ордена, могли созерцать раскрывшуюся третью пару створок алтаря — на троне, в человеческий рост, изваянный из дерева, восседал сам св. Антоний Великий с атрибутами и знаками достоинства. Над ним простирался навес из тонкого золоченого резного кружева с символами четырех евангелистов. Слева был изображен св. Августин в епископском облачении, справа — в кардинальских одеждах св. Иероним. По сторонам от них, на обороте створок с «Прославлением Мадонны», находились еще две картины, пугающие натуральностью бесовских видений «Искушение св. Антония» и «Беседа св. Антония с Павлом Пустынником».
Вновь в Майнце. Работы в Галле
Датой окончания работы над алтарем принято считать 1515 год. В том же году некоторое время художник находится под арестом в связи с расследованием дела о растрате денег при строительстве дворца в Ашаффенбурге. Но уже 27 августа 1516 «мастер Матвей Готхарт» получает вновь жалованье в качестве «живописца архиепископа Майнцского» — теперь уже Альбрехта Бранденбургского. Вернувшись вновь к своим обязанностям руководителя строительства резиденции архиепископа, Грюневальд выполнил в 1517 по заказу городского совета Ашаффенбурга перестройку одного из фонтанов, используя свое знание «водяного искусства». Курфюрст, которому было в то время 26 лет, заботился о блеске своего двора и стремился окружить себя учеными, поэтами и художниками. В качестве любимой резиденции, вблизи от Магдебурга, Альбрехт избрал город Галле на реке Заале. Здесь строится его дворец, новый собор и монастырская церковь, наконец, замок, названный в честь покровителя города, св. Маврикия, Моритцбургом. Архиепископ — кардинал Альбрехт и его каноник Рейтцманн — основные меценаты-заказчики мастера Матиса в период между 1516-22. Из многочисленных произведений этих лет до нас дошли только два: части ашаффенбургского алтаря «Снежной Марии», по заказу Рейтцманна, и алтарный образ для церкви св. Маврикия в Галле, выполненный по заказу самого Альбрехта. Исполненная тогда же «Встреча св. Маврикия и св. Эразма», где Эразму приданы черты Альбрехта Бранденбургского, будто написана другим художником, столь неожиданны в ней великолепие, пышность, драгоценный блеск. На смену рубищам теперь приходят пурпурные мантии, искрящиеся драгоценные камни, сверкающие латы в окружении парчи и красного венецианского бархата. В 1526 Нитхарт последний раз получает жалованье из казны архиепископа, осенью же он удалился во Франкфурт в качестве частного лица, становится предпринимателем, торгующим мылом и красками на ярмарке, арендовал мастерскую, ссужал деньги ремесленникам. 8 мая 1527 городской совет Франкфурта послал по запросу города Магдебурга на Эльбе выполненные «мастером Матисом, живописцем» чертежи мельниц, а вскоре для руководства проектированием подобных сооружений туда выехал и сам автор чертежей, причем столь поспешно, что не успел даже расплатиться со столяром, изготовлявшим для него кровать. Что было причиной столь скорого бегства не очень понятно. Вполне возможно, что сочувствие Реформации, или хранение лютеровских сочинений, или участие в каком-либо виде в Крестьянской войн. Неизвестно также при каких обстоятельствах Грюневальд оказался в городе Галле. Здесь 31 августа 1528 оборвалась жизнь художника. Непосредственных учеников Грюневальд не имел, хотя многочисленные подражатели, иногда весьма талантливые, многое переняли от манеры мастера. Его путь живописца и не мог быть, по всей видимости, повторен — слишком велико было индивидуальное начало его творчества, с острым, на грани визионерского, чувством духовного начала жизни. Художник, в своем искусстве отдавший дань увлечения новой, уже пришедшей в Германию из Италии ренессансной живописи и числящийся среди крупнейших мастеров немецкого Возрождения, был прежде всего мастером, воплотившим в своих работах как специфический немецкий тип религиозности и новые духовные искания своей эпохи, так и великим одиночкой.
Другие публикации:
Эго-футуризм
Игорь Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом. Прибавив к этому слову другое - "эго". Получилось -эгофутуризм. ("Я-будущее" или "я в будущем"). В октябре 1911 в Петербурге был организован кр ...
Балетмейстер Марис Лиепа
В 1960 г. начинается работа Мариса Лиепы, как балетмейстера. Первая постановка оказалась достаточно сложной, поскольку предстояло восстановить балет русского артиста, балетмейстера и педагога начала 20 века М. Фокина. В течение шести лет ...
Изобразительное творчество и архитектура
Основные параметры, описывающие любую культуру в истории человечества, ее характер – пространство и время, впервые зафиксированы в его изобразительном творчестве и ритуалах, которые являлись неотъемлемыми частями древнего мифа. Интересен ...