В литературе традиционные жанры утратили ведущие позиции. Трагедия и ораторское искусство потеряли свою популярность. Между авторами и правителями возникали особые отношения, основанные на покровительстве искусствам власть имущих (например, активно занимались меценатством Птолемеи), что неизбежно вело к развитию придворной литературы, преисполненной лестью. Этого увлечения не избежали даже лучшие поэты, такие как Феокрит , составивший «Похвалу Птолемею II». Феокрит приобрел известность как составитель идиллий, восхвалявших сельскую пастушескую жизнь. Получила распространение лирика ухода от действительности с соответствующим антуражем: «кристально чистый источник, ручеек, замшелые камни, ковер шелковистой травы, тенистые деревья, холмы, поросшие миртом и оливами, пчелы, собирающие мед, птицы и цикады». Источником буколического жанра была народная поэзия. Пользовалась популярностью и поэзия путешествий в экзотические страны. Например, появилось подробное переложение мифа об аргонавтах.
Шел лихорадочный поиск нового, когда поэзия освобождалась от музыкального сопровождения и в ней особое внимание уделялось метрике. Распространилась «поэзия малых форм» — эклоги и эпиграммы. Стремление передать чувства отдельных людей способствовало развитию любовной поэзии, в которой изобретались разные символические образы: амуры, стрелы, сердца, цепи и т. д., и т. п., — оригинальные в эллинистическую эпоху, но банальные в последующее время.
Изменилась и читающая публика: образованность распространилась среди богатых и знатных слоев общества, в связи с чем возникла и утонченно изысканная поэзия «для меньшинства», как это ни парадоксально, пришедшаяся по вкусу многим.
Возникли библиотеки, самая крупная имелась в Александрии, в Мусейоне (около 700 тыс. папирусных свитков), где учеными систематизировались труды предшествующих античных авторов. В их переработке до нас и дошли многие античные рукописи: Гомера, Гесиода и др. Появилась критика текста и его подробное комментирование, необходимые при наличии большого числа книг. Именно в Александрии (примерно II в. до Р. Х.) был сделан первый перевод на греческий язык книг Ветхого Завета — Септуагинта (перевод 70 толковников). Важнейшей чертой художественной литературы эпохи эллинизма было сужение её социального горизонта по сравнению с предшествующим (т. н. полисным) периодом греческой истории. Публичный характер сохраняли только театр, представления, но и в театре на смену общественно-политической и обличительной комедии Аристофана пришла так называемая новая аттическая комедия (Менандр, Филемон, Дифил — 2-я половина 4 — начало 3 вв. до н. э.) с её интересом к частному быту и семейным перипетиям. Трагедии периода эллинизма не сохранились, хотя постановки засвидетельствованы в течение всего эллинистического периода как в Афинах, так и почти на всей территории эллинистического мира (вплоть до Армении и Причерноморья).
С начала 3 в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где художественное творчество неразрывно было связано с учёными изысканиями филологов, работавших в знаменитой Александрийской библиотеке.
Изучение художественной литературы прошлого заставило эллинистических поэтов осознать как устойчивость существующих литературных традиций, так и необходимость их обновления. Отсюда интенсивное экспериментирование в области давно сложившихся жанров. Элегия из средства общественного и морального назидания превращается в повествование с мифологическим содержанием в творчестве Филита с о. Кос (около 320—270), Гермесианакта из Колофона (р. около 300) и Каллимаха из Кирены. В то же время Каллимах заменил традиционный героический эпос жанром небольшой поэмы («эпиллия»), излагавшей в бытовых тонах побочные эпизоды героического сказания. В т. н. идиллиях Феокрита бытовая ситуация часто разрабатывалась в формах, заимствованных из фольклорного состязания певцов или свойственных драматической сценке (миму) из жизни городской семьи.
Другие публикации:
Маска
Маска (от позднелат. mascus, masca - личина) - специальная накладка с каким-либо изображением (лицо, звериная морда, голова мифологического существа и прочее), надеваемая чаще всего на лицо. Маски изготовляются из бумаги, папье-маше и дру ...
Культура Древнего Рима
Рим начал позднее раз-ся чем др. Грец. На рим. цивилиз. оказали влияние греки. В своей истории др. Рим-я к-ра прошла след. этапы: 1. к-ра этруссков (8-5в.) 2. республиканский (5-1) 3. период империи (1 в. до н.э.-5 в. н.э.). Религия –антр ...
Религия древних египтян
Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему, зверю, покровителю рода. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анибус с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости и письма ...