Новые педагогические идеи нашли своих последователей в лице неординарных учителей, которые старались на практике воплотить принципы гуманизма. Именно такими были Гаспарино Барцицца, Витторино да Фельтре, Гварино да Верона и др. Они создали гуманистические школы в ряде итальянских городов: Мантуе, Вероне, Ферраре и т.д., которые были известны всей Италии и привлекали учащихся из других стран. Самым знаменитым учебным заведением стал «Дом радости» блестящего педагога Витторино да Фельтре (Кстати, в частной школе Витторино обучались дети разных сословий – как из семей скромного достатка, так и дети маркиза Гонзага (правителя Мантуи), который вместе с Гварино да Верона осуществил настоящий переворот в системе школьного образования. Он положил в основу своей программы образования дисциплины studia humanitatis. Уровень знаний его учащихся-школяров был настолько высок, что они могли сразу поступать на старшие факультеты университетов (факультеты права, медицинский, теологии).
Гуманисты выступали и в роли преподавателей университетов, их приглашают для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Одним из первых в свои стены стал приглашать гуманистов для чтения лекций по риторике, моральной философии, поэзии Флорентийский университет – Студио (Studio fiorentino).Еще в 1351 г. такое приглашение получил Петрарка (правда, отказавшийся от него). В 1373 г. лектором университета стал Боккаччо, читавший курс о «Божественной комедии» Данте. В дальнейшем произведение великого Данте комментировали гуманисты Джованни Мальпагини, Франческо Филельфо, Кристофоро Ландино и др. Открывшуюся в Студио еще в конце Х1У в. кафедру греческого языка и литературы возглавил славившийся своими знаниями византийский ученый Мануил Хрисолор. Среди его учеников были видные гуманисты Леонардо Бруни, Франческо Барбаро, Пьетро Паоло Верджерио и др. Как правило, в ХУ в. греческий язык и литературу преподавали византийцы. Новым явлением для итальянских университетов (Студио Флоренции, университетов Павии, Милана, Падуи, Болоньи, Феррары) стало преподавание латинской и греческой поэзии, а также по-новому трактовавшейся, на основе обнаруженных в первые десятилетия ХУ в. рукописей сочинений Цицерона «Оратор» и Квинтилиана «Наставление оратору», риторики. Исключительной прерогативой гуманистов было преподавание дисциплин комплекса studio humanitatis.Например, Франческо Филельфо читал курсы риторики и вел занятия по философии и греческому языку в Милане. Лоренцо Валла – курс риторики в Риме и Павии. Почти 40 лет курсы риторики и поэтики во флорентийской Студио читал Кристофоро Ландино. Лекции-комментарии по ораторскому и поэтическому искусству вел и Анджело Полициано.
В первой половине ХУ в., т.е. во 2 период развития гуманизма, происходит его идейная дифференциация и в нем намечаются разные направления.
Складывается несколько направлений в гуманистической этике эпохи Кватроченто, которые отличались своей философской основой и разной трактовкой основных этико-гуманистических проблем (т.е. что есть ”нравственный идеал”, “высшее благо”, как должны складываться отношения личности и общества).
Рубеж Х1У—ХУ вв. был отмечен зарождением во Флоренции “гражданского гуманизма” (термин американского исследователя Г.Барона, США), в котором проблемы этики тесно переплетались с социально-политической мыслью. Гражданский гуманизм сложился на флорентийской почве, во Флоренции и стал одним из ведущих направлений в гуманизме. Это направление наметилось еще в трудах Салютати, но обрело четкие формы в творчестве Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери и Аламанно Ринуччини.
Другие публикации:
Архитектура Древнего Рима
Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел у ...
Ассортимент изделий из твердого и мягкого камня
Обычными широко распространенными изделиями из твердого камня являются всякого рода шкатулки, ларцы, коробочки, вазы, чернильные приборы, полуфабрикат для ювелирной промышленности. Большие подарочные ларцы (изготовленные сериями по нескол ...
Свадебная фотография
Истоки жанра свадебной фотографии мы видим в классической живописи.
Известно, что во все времена молодоженам хотелось запечатлеть себя, чтобы потом их потомки смогли увидеть их молодыми, красивыми и счастливыми. Но только очень состоятел ...