В целом, этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью, проблемам семьи (ее устоям, укреплению, гармонии) он посвятил диалоги «О семье» и «Домострой», написанные на вольгаре. Семья рассматривалась гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Богатство и благополучие семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, накопительством (основанном на бережливости, трудолюбии, рачительности). Нечестные методы обогащения он считал недопустимыми. Он ратовал за то, чтобы личный интерес согласовывался с интересами других людей, и полагал, что в определенных ситуациях можно поставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы (Кстати, общество Альберти рассматривал как гармоничное единство всех его слоев, которому способствует деятельность правителей).
Основная посылка гуманистической концепции Альберти – принадлежность человека миру природы (по Альберти человек и природа связаны неразрывно), последнюю он трактовал с позиций пантеизма как носительницу божественного начала. Вообще философские воззрения Альберти были достаточно близки пантеизму.
Следует заметить, что идеал активной жизни роднит этику Альберти с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, которые позволяют говорить об учении Альберти как самостоятельном направлении в гуманизме.
Во второй половине ХУ в. учение о человеке получило новый импульс развития в концепциях Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.
Другие публикации:
Пессимизм: торжество греха
Мир Босха – это мир тревожно-беспокойный, где реальность наполнена кошмарами; галлюцинирующий мир, где находят себе место все чудовища, таящиеся в человеческой душе. В этих адских изображениях, типичной для поздней северной готики, сущест ...
Просвещение
Первые школы в Японии появились в VI веке при буддийских монастырях. В начале VIII века был принят первый законодательный акт по народному образованию, согласно которому была сделана попытка создать систему государственных школ (столичных ...
Актриса театра
Кнебель стала актрисой, повинуясь внутреннему голосу, желание было сильнее её. Но ни на день и ни на час не забывала она о жестоком приговоре отца, бывшего для нее непререкаемым авторитетом, что с такой внешностью на сцене делать нечего. ...