Западная культурологическая мысль XVIII-XX вв

Материалы » Теоретические основы культурологии » Западная культурологическая мысль XVIII-XX вв

Страница 1

Основные культурологические концепции. Западники (А.Герцен, В. Белинский) считали, что западная культура должна стать образцом для подражания. Они высоко оценивали значение реформ Петра I, как одну из наиболее действенных попыток России приблизится к уровню развития Европы. Считали, что завершить эту работу позволит отмена крепостного права. Славянофильством называется направление русской идеалистической философии середины XIX в. Для него было присуще стремление обосновать и сформировать в русском обществе целостное представление о самобытном историческом пути России и праве русской культуры занять достойное место в культурном наследии всего человечества. Славянофильство было представлено такими именами, как А.С.Хомяков (1804-1860), К.С.Аксаков (1817-1860), И. С. Аксаков (1823-1886), И. В. Киреевский (1806-1856), Ю. В. Самарин (1819—1876) и др.

Сторонники развития светской культуры, петровских реформ и идей о насильственном (только при необходимости и только для прогрессивного социального развития) изменении социальной структуры и форм общества стали называться западниками. К ним относили Н. В. Станкевича (1813—1840), В. Г. Белинского (1811-1848), А. И. Герцена (1812-1870), П. А. Анненкова (1812-1887) и Н. Г. Чернышевского (1828-1889).

Обе стороны критиковали бездумное подражание западу (от его государственно-политических институтов, морали и нравов до образцов массовой «фабричной» культуры и моды на вещи), а также их объединяло уважение и любовь к богатейшей русской культуре.

Соборность — это объединение людей в их христианской любви друг к другу во имя коллективного спасения всего своего народа, его культурных традиций и поиска пути к общему благу для себя и потомков через нравственность и духовность. Главный теоретик соборности А. Хомяков определил ее как единство во множественности, способность участвовать в общих делах, внося собственный вклад и приобретая силу от вкладов других. Без соборности человек обречен на духовную нищету, проявляющуюся в эгоизме, корыстности, рационализме, т. е. в том, что характерно для Запада Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». История продемонстрировала утопичность социального идеала славянофилов.

Концепции – дают ответы на большинство вопросов в данной науке. Концепции: 1. Диалектико-материалистич; 2. цивилизацион; 3. идеалистическая; 4. гуманистическая(еще в античной Греции складывается. В центре человек). В древ. Риме появилось слово культура. Агрокультура. Слово кул-ра связано со словом культ. «Кул-ра – это философия души». Цицерон. В эпоху возраждения начала развиваться.

5. Психологическая(Леве-Стросс, Юнг) утверждают, что осн. понятия кул-ры заложены в психике чел-ка, передаются из поколения в поколение.

В каждом чел. есть понятие матери, старца, защитника, любящей женщины, понятие злодея. 6. Концепция жизни (биологич).

В Герм. во 2 пол. 19 в. Главным в кул-ре должно быть сохранение жизни чел-ка. В 19в. европейское развитие чел. пошло в опасном направлении для чел. К ней отн-ся: Фридрих Нитше(чел. должен убить в себе все тварное и тогда станет сверхчелов-м).

Учение Ото Шпенглера (сторонник цивилизацион. подхода, признавал 8 цивилиз., положил в основу развития кул-ры природ. начало. Всякая кул-ра проходит стадии рождения, юности, зрелости, увядания и смерть. На этапе зрелости кул. становится цивилизацией). В наст. время европейск. и амер. наука почти не употреб-ют слово «кул.», вместо него «циви-лизация». Шпенглер считает, чтобы сохранить кул. цивилизация должна как можно дольше находится в стадии зрелости и не идти на попятную. 7. Концепция европ. игровой кул-ры. Хейзенг(чел. живет играя). 8. Социологическая (Сорокин Пятирим – чел. и его кул-ра развиваются в обществе и глав. влияние на развитие кул. оказывает общество). 9. Научно-техническая(офор-сь в 2 пол. 19в.). Глав. в развитии кул-ры явл-ся научно-технич. прогресс. Научно-тех. прогресс и революция должны быть в литер-ре.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Арт-субкультуры
Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби. Например зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым движением связанн ...

Данте Алигьери
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265—1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая ж ...

Сеть и типы учреждений культуры для детей и подростков в г. Перми. Анализ деятельности
Сеть учреждений культуры для детей выполняет функции внешкольного образования. Это особый тип образования и воспитания ребенка, максимально позволяющий раскрыть его личностный творческий потенциал. Ведь сегодня образованность человека опр ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы