Западная культурологическая мысль XVIII-XX вв

Материалы » Теоретические основы культурологии » Западная культурологическая мысль XVIII-XX вв

Страница 2

Культурологич. школы 20 в.: 1. Общественно-историч. – О. Шпенглер «Закат Европы» А.Тойнби «исследование истории» Н.Данилевский «Россия и Европа» 2. Натуралистич – З.Фрейд-основатель психоанализа К.Юнг «Метаморфозы и символы либидо» 3. Социологич.-Е.Элиот «Заметки к определению к.» А.Вебер «Социология истории и к.» П. Сорокин. 4. Символическая-Э.Кассирер «Философия символич. форм» КлодЛеви-Стросс-глав. представитель структурализма.

В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 3 крупных типа культуры:

- западный

- восточный

- западно-восточный, евразийский

Отличия Западной и Восточной культуры:

1. они различаются динамикой развития. зап. кул-ра развивается динамично, скачкообразно, прошла разные этапы в своем развитии. Вост. кул-ра развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, лаконичной, традиционной. Только в 19-20 вв. в вост. странах начались процессы модернизации

2. В вост. и зап. кул-рах по-разному решались мировоззренческие вопросы:

- различным было отношение к миру. В зап. кул-ре подчеркивалось активное отношение чел-ка к миру. Для зап. кул-ры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного мира. Зап. стратегия – это изменение среды обитания чел-ка. Вост. же кул-ра более ориентирована на самостоятельность чел-ка, его дух. совершенствование, изучение возможности регуляции чел-го организма. В вост. кул-ре возникла идея нирваны, концепция недеяния, получила признание теория непротивления злу насилием.

- различным было отношение к природе. На Зап. сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе. На Вост. отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более мудрым. Считалось, что человек должен координировать свои действия с законами космоса, природы, жить в гармонии с ней. Такое отношение к природе оказало большое влияние на характер вост. искусства. На Вост. впервые возникли пейзажная живопись, садово-парковое искусство, экибана

- различным было понимание чел-ка, его отношение к обществу, гос-ву. На Зап. чел-к рассматривался как автономная, самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать гос-во. На Вост. всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, гос-ва; воспитывалось преклонение перед гос. властью. Для Вост. были характерны коллективистские традиции и значительная роль гос-ва в общественной жизни.

- различное отношение к возможностям человеческого разума. На Зап. сформировалась сильная рационалистич. традиция, которая проявлялась во всех видах кул-ры. Рационализм – учение, которое в познании и творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Восток более тяготен к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Этим и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу. Главными факторами худ. творчества считались воображение, интуиция, озарение просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном

3. Различным было соотношение разных видов кул-ры. Важная черта вост. кул-ры – это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей. Наука рассматривалась как средство дух. совершенствования чел-ка. Долгое время не оформлялась в самостоятельную область знаний. А научные сочинения появлялись как части дух. поучений. На Зап. разные виды кул-ры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Вост. На Зап. еще со времен Античности сформировалась сильная материальная традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась как средство физического прогресса развития производства.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Высокое Возрождение
В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции пер ...

В.Э. Мейерхольд – традиции - авангард
В мощном потоке театральных исканий 20-го столетия видную роль играл российский сценический авангардизм. Авангардизм в данном случае рассматривается как одна из составляющих модернизма, увлекшего значительные круги художественной интеллиг ...

Постмодернизм в архитектуре
Кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм архитектурные сооружения современности включают в себя выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Например, постройка Чарльза Мура ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы