Философия
Философия - наука об общих законах природы, человеческого общества и мышления. Особенности греческой культуры, такие как отсутствие замкнутой жреческой касты и религии разных догматов, способствовали отделению философии от религии. Взгляд греческих ученых был обращен к первооснове, причине явлений, что, послужила толчкам для развития научной мысли. Используя опыт восточной науки, греческие философы, освобожденные от религиозного мистицизма, утверждали рационалистическое объяснение мира. Усложнение общественной жизни, накопление знаний способствовали дальнейшему движению философской мысли. В греческой философии у - IV вв. да н. э. были заложены основы многих направлений; она стала фундаментом, на котором развивалась мировая философия.
Философия VII - VI вв. до н. э. Появление первых философских концепций связана с подъемам уровня социального, экономического и культурного развития общества. На первом этапе своего существования философия была тесно связана с религиозным мировоззрением, преодоление которого привела к появлению собственно философской науки.
Эта стадия развития философии была представлена ионийской, пифагорейской и элейской шкалами.
Ионийская школа. Основное развитие греческой философской мысли шла в ионийских городах Малой Азии - богатых, быстро развивавшихся, дававших возможность выделиться самостоятельным творческим личностям. Философы ионийской школы - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен - пытались проникнуть в первооснову мира, т. е. материю, некое первичное вещество, из которого состоят все вещи. Анаксимандр (ок. 610- 546 г. до н. э.) предположил существование некой беспредельной и неопределенной материи, состоящей из отдельных малых частиц.
В духе материалистической диалектики разрабатывал свою теорию великий ученый Гераклит (ок. 530-470 г. до н.э.). Первоматерией он считал огонь: мир возникает из огня и снова обращается в огонь. Гераклит вычислил высший закон природы, согласно которому все в мире находится в процессе непрерывного движения; каждое явление есть лишь момент всеобщего развития.
Пифагорейцы. Идейным противником Гераклита и философов ионийской школы был знаменитый ученый Пифагор (ок. 580-500 г. до н.э.).Переехав в г. Кротон (Южная Италия), он основал там школу. Углубленное исследование математики привело Пифагора к выводу, что не материя, а абстрактный порядок в мире. Количество и форма - вот те критерии, по которым существуют вещи. Мир состоит из количественных неизменных противоположностей: чет - нечет, конечное бесконечное. Именно со спора Пифагора и Гераклита и началось в истории философии противостояние материализма и идеализма.
Элейская школа. Младшим современником Пифагора был философ и поэт Ксенофан (ок. 570 480 г. до н. э.). Путешествуя по городам в качестве странствующего рапсода, Ксенофан критиковал антропоморфизм греческих богов в поэмах Гомера, отрицая их внешнее и внутреннее сходство с людьми. Он высказывал идею существования единого божества, которое силой своей мысли правит миром. Идеи Ксенофана воспринял и развил его ученик Парменид (ок. 540-480 г. до н.э.). Основатель философской школы элеатов. Источником знания по Пармениду являлся разум, а не ощущение. Мысль человека могла охватить только то, что существует. Следовательно, бытие вечно, неизменно и неподвижно. Ученик Парменида Зенон (ок. 490-430 г. до н.э.) путем логических парадоксов развил теорию неподвижности мира.
Философия V - IV вв. до н. э. В этот период благодаря софистам произошло отделение собственно философии, которая стала доминантой в духовной жизни нового общества и натурфилософии, которая продолжала тенденцию поиска сущности и происхождения вселенной.
Демократ. Большим достижением греческой науки стала атомистическая теория, разработанная Левкиппом (500-440 гг. до н.э.) Согласно ей мир состоит из мельчайших неделимых частиц материи - атомов (от греч. атом - «неделимый» ), которые непрерывно движутся в пустоте. Атомы разных тел отличаются друг от друга формой, порядком соединения, плотностью. Из атомов состоят не только предметы и люди, но и душа. Атомистическая теория Левкиппа оказала большое влияние на развитие научной мысли.
Софисты. Во второй половине V в. до н.э. получило развитие другое философское направление, названное софистикой. Софисты - странствующие философы, обучающие за плату основам философии и риторики, учили, что сколько существует людей, столько и истин, что никакое положение не может быть признано на веру, если оно не доказано. Идеологический и политический кризис в обществе способствовал критике софистами сложившихся традиционных убеждений. В учении софистов сам человек становился предметом исследования. Снижение интереса к активной политической жизни приводило людей к желанию задуматься над своим личным счастьем, к желанию самосовершенствоваться. Софисты часто отрицали общеизвестные истины, доказывая справедливость прямо противоположных мнений; ставили под сомнение божественное происхождение государства и законов, а Продик из Кеоса усомнился в религии.
Другие публикации:
Натурализм
Характерная черта натурализма – стремление видеть источник культуры в природных потребностях человеческой психики, а социальную среду рассматривать лишь как внешнее условие деятельности. Натуралистическое искусство опирается на биологизир ...
Литературные памятники Древнего Египта
«Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых», «Песня арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой».
Древнегреческие философы: Демокрит, Сократ, Платон, Аристофан, Аристотель. ...
Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство
Древнего Египта
Древнее и среднее царства.
Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего пре ...