Естествознание
В Х – IX вв. до н. э. греческой науки как таковой еще не существовало, и начальные практические знания греки заимствовали с Востока - у египтян и вавилонян, персов и хеттов. Развитие собственно греческой науки началось с VIII- VII вв. до н.э. в Ионии, самой богатой и передовой области Греции. В этот период получили развитие медицина и математика, астрономия и картография. На основе опыта египтян Пифагор сформулировал свою знаменитую теорему. Первую карту земли составил философ Анаксагор. Большой вклад в науку внес врач и философ Алкмеон (конец VI в. до н.э.). Он препарировал трупы животных для выяснения строения функций отдельных органов; первым провел операцию на глазе; составил учение об ощущениях; определил четыре типа темперамента человека. Объяснения солнечных и лунных затмений пытались дать философы Фалес и Анаксагор. Астрономы составляли поправки и уточнения к солнечному и лунному календарям.
Научные знания в V - IV ВВ. до н. э.
В V-IV вв. до н.э. из Ионии центр научной мысли перенесся в Афины и Великую Грецию. Развитие математических теорий было необходимо как для мореплавания и торговли, так и для строительства. В это время были разработаны почти все разделы начальной геометрии. Кроме математики развитие получили физика и астрономия (был упорядочен лунный календарь). Далеко вперед шагнула медицина. Многие научные достижения находили успешное применение в греческих колониях. В связи с ужесточением классовой и политической борьбы в IV в. до н. э. возникли теории о лучшем государственном управлении, социальные утопии и публицистика.
Математика. Больших успехов достигли ученые в математике. Платон среди всех наук на первое место ставил математику, отмечая ее важное значение для образования. Были выведены практические формулы для площадей и объемов квадратных фигур и тел, для круга и цилиндра, конуса, шара. Учение о подобных треугольниках стало началом учения о перспективе. Философ и математик Демокрит вычислил объем конуса пирамиды. Продолжала развиваться геометрия. Выделилась геометрическая алгебра.
Развитие других наук. Математик, астроном и географ Евдокс Книдский доказал, что земля это шар, и попытался вычислить длину ее окружности. Он стал создателем античной теории астрономии и предложил новую модель космоса из 27 равномерно вращающихся вокруг земли гомоцентрических сфер. В 432 г. до н. э. афинский математик Метон ввел новый календарь. Счет лет велся по 19-летнему «метоновскому циклу». В целом год состоял из 353 дней.
Важные исследования по физике оставил Аристотель, а о химических элементах - Эмпедокл. Аристотелю принадлежит монументальный труд по зоологии. В которых была проведена первая классификация животного мира.
В IV в. до н. э. появились первые труды по военному делу. Ксенофонт Афинский написал два трактата, по священных афинской коннице, а Эней из Стимфалы - трактат о защите городов.
Воспитание и образование
Одним из составляющих аспектов греческой культуры являлась система воспитания и образования, отражавшая систему высших духовных ценностей народа. Воспитание было одним из элементов культуры и от эффективности ее развития зависел общий культурный уровень народа.
«Старое» образование. В VIII VI вв. до н. э. система образования была предельно проста. До 6 лет мальчики и девочки воспитывались вместе; уход за ними поручался женщинам. Далее мальчики переходили под опеку отца, которому принадлежала ведущая роль в их воспитании. С 7 лет к мальчику приставляли педагога, чаше всего старого верного раба, которому поручалось наставлять его в правилах поведения и манерах, а также везде сопровождать. Образование включало в себя начальные элементы грамматики, музыки и гимнастики.
В архаический период стали складываться две системы воспитания спартанская и афинская. Система воспитания в Спарте отражала особенности государственной организации и нацеливала своих граждан на военную подготовку, тогда как афинская система стремилась к гармоничному развитию души и тела. Кроме того, юноши получали практические навыки умение вести хозяйство, работать в поле, даже знакомились с элементами медицины. Девушкам вменялось умение прясть, ткать, лечить и вести домашнее хозяйство.
Система государственного воспитания. Образование целиком находилось в руках государства. Воспитывали преданность государству и беспрекословное подчинение законам, уважение к старшим и абсолютную смелость. Еще Ликург отмечал, что цель воспитания состоит в том, чтобы вырастить гоплита. Единственной в Греции профессиональной армии требовались лучшие воины. Поэтому на первое место ставилась физическая подготовка, тогда как музыкальному и литературному образованию отводилось минимальное время. Хоровое пение и военная музыка, марши Терпандра и патриотические призывы Каллина и Тиртея - вот то немногое, что выбрали из гуманитарного образования. Многообразию жанров и пестроте образов греческой литературы они предпочли лаконизм - нарочито краткое и насмешливое изложение своих мыслей. В спортивной под готовке главная роль принадлежала конному спорту и атлетике.
Другие публикации:
Христианские традиции в древнерусской литературе
Русская культура формировалась под давлением именно христианской традиции, потому первые русские произведения носят черты христианских поучений, житий и сказаний, однако, на основе греко-византийских сочинений Русь сформировала собственны ...
Танец в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения большое значение приобретает бытовой танец. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигавшие порой необычайной яркости и великолепия. В дворцовых залах итальянских вельмож устр ...
Импрессионизм
Импрессионизм (от франц. impression - впечатление) - художественное направление, возникшее во Франции в 60-70-х годах XIX века и воспроизводившее действительность в соответствии со своим видением мира.
Новое художественное осмысление мир ...