XIII век (конец) – начало ренессансной культуры Италии - проторенессансом. Рядом с Данте всегда называют имя итальянского поэта Франческа Петрарки (1304 - 1374 гг.), который считается первым гуманистом Италии. По сути, в это время возникает то понимание мира, которое ставит человека в центр Вселенной.Неуемная радость жизни, здорового, сильного, отважного человека с яркими эмоциями и смелыми мыслями - такие черты присущи первым пьесам У.Шекспира ("Укрощение строптивой", "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "12 - я ночь" и т.д.) В них ярко выражена ренесанская мысль, что про человека судят не по одежде и положению, а по его уму, отваге и благородству.Опережая все искусства, пышно расцветала испанская литература: сатира, драматургия. Чрезвычайно популярным становится театр. Народную стихию внес в литературу Франсуа Рабле (1494 - 1553) романом "Гаргантюа и Пантагрюэль", в котором дал гениальную сатиру на свое время.
Одним из выдающихся явлений культурной жизни Франции XVI столетия был скептик Мишель де Монтель.По давно сложившейся исторической традиции зачинателями искусства раннего Возрождения считаются три художника. Это флорентиец Мазаччо, художник мужественного энергичного стиля, умерший совсем молодым, но успевший стяжать славу основоположника кватрочентистской живописи своими росписями. Это скульптор Донателло, проживший долго и сказавший новое слово почти во всех жанрах и разновидностях пластики. Он создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой, и он же создал целую школу мастеров рельефа, покрывающего фризы ренессансных зданий; Это, наконец, архитектор и скульптор Брунеллески.
Он создал архитектуру вполне светскую "по духу, изящно простую, гармонических пропорций, где как бы совсем исчезает ощущение тяжести камня, борьбы сил, (сопротивления материала. Человек, его труд, который должен переделать свою жизнь, представлялись, как неисчерпаемая возможность как умение подчинить себе все природные силы.Человек - мудрец, выступает у Д. Бруно, Франсисе Беконе и др. натурфилософов позднего Возрождения в роли всемогущего мага. В этом раскрывалось единство бытия и сознания согласно Ренессансному миропониманию.Мирской дух искусства кватроченто сказался и в откровенном культе чувственной красоты и грации. "Эротики" в позднейшем понимании слова у ренессансных художников нет - для этого у них слишком много душевного здоровья; как говорит Ромен Роллан, "все чисто у сильных и здоровых".
Флорентийский живописец Сандро Боттичелли - самый замечательный художник позднего кватроченто. Муратов справедливо говорит о нем: "Редко какой художник так переживал и так выражал духовное содержание своей эпохи". Он отразил ее сложные перепутья. В ранних работах Боттичелли преобладают спокойные образы, типичные для зрелого кватроченто. Потом появляется неповторимо боттичеллиевское нервное изящество линий, хрупкость вытянутых фигур. В пору своего расцвета Боттичелли создает прославившие его картины - "Весна" и "Рождение Венеры", пишет множество "Мадонн", расписывает фресками стены Сикстинской капеллы в Ватикане, иллюстрирует "Божественную комедию" Данте.
Другие публикации:
Культура Киевской Руси периода расцвета
Культура Древней Руси — явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают от ...
Гомеровский период
Искусство гомеровской эпохи характеризуется новым типом. Художественное ремесло достигает расцвета, и особо ценится мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные вещи. Главным в искусстве этого периода является не изображение окружающ ...
Дэвид Хокни
В одном из интервью Дэвид Хокни, британский прародитель поп-арта и один из самых влиятельных художников современности, так выразил свое художественное кредо: «Я согласен со старой китайской истиной: живопись требует трёх вещей: руки, глаз ...