Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории, культуры народа, особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов.
Весь круг образов, составляющих основу народного орнамента, складывался и отшлифовывался в ходе тысячелетних наблюдений за природой.
В символической форме образы орнамента передают пожелания счастья и благополучия, выражают почитание живительной силы природных стихий - огня и воды, воздуха и земли, и восхищение разнообразием жизни. Тайна таких узоров передавалась из поколения в поколение. Такими условными знаками человек выражал свои понятия о мире. Историческое развитие орнамента в народном творчестве привело к сложению различных видов – геометрического, растительного, зооморфного, сюжетно-изобразительного и др. В создании мотивов орнамента проявлялась способность народа подмечать наиболее существенные особенности изображаемого.
Техника тканых изделий определила устойчивый характер орнамента. Элементы чаще всего схематизированы и обобщены, что отвечает геометрическому характеру переплетений вертикальных и горизонтальных линий строения ткани. Основой тканного орнамента является орнамент геометрический, в котором преобладающими по своему значению являются мотивы с диагональным расположением узорообразующих линий и среди них различные варианты ромбов, косого креста, свастических знаков, связанных с комплексом жизненно важных идей. Это идеи плодородия, живительной силы солнечного света, огня, воды, круговорота событий в природе, гармонии и порядка, царящего в мире (10).
Любуясь сегодня тонкой проработкой тканого орнамента, мы и не подозреваем, какой глубокий символический смысл таил он в себе когда-то. Но если мы попробуем вспомнить хоть один орнамент из традиционного ткачества, у нас вряд ли что-нибудь получится.
Между тем любая орнаментная структура состоит из однородных, повторяющихся в сюжете, мотивов. Достаточно запомнить своеобразный код рисунка и «распутаете» любой узор. Один из таких «кодов» традиционного орнамента – обыкновенный треугольник. Как символ треугольник известен во многих культурах мира. У одних народов означает жилище, семейный очаг. У других – символизировал огонь, солнце. У третьих – активное (верхняя точка треугольника) и пассивное (две нижние точки). Активным началом, дарующим жизнь – Земля. Во всех случаях треугольник – это еще и символ вечности. Не случайно такова форма египетских пирамид и древних славянских курганов (см. приложение 7).
Треугольники, как и различные комбинации из них в виде всевозможных ромбов или многоугольников, набранных полосой в мелком и частом ритмах, непременно присутствуют в декоре домашнего ткачества. И орнамент этот тем выразительней, чем большей фантазией, выдумкой и сноровкой обладала мастерица, варьируя пропорциями и размерами единственного треугольника.
Браная техника тканья демонстрирует огромное многообразие вариантов и ромбического орнамента (фигура ромба – составное целое их двух треугольников). Происхождение и семантика ромбического были изучены одним из его крупнейших исследователей академиком Б.А.Рыбаковым. Им установлено, что ромбический орнамент зародился в глубокой древности, в недрах палеолита. В ранних земледельчатых культурах ромбическим узором – символом плодородия – покрывали глиняные фигуры женских божеств, сосуды – жертвенники. Простой ромб с точкой по середине выражал идеограмму засеянного поля; ромб с отростками или завитками на внешних углах был символом плодородия. Со временем этот рисунок перешел и в ткачество (10).
Другие публикации:
Авангардные направления в искусстве
Авангард – (фр. аvant-garde – "передовой отряд") – совокупность многообразных новаторских движений и направлений в художественной культуре модернизма первой трети XX: футуризм, дадаизм, сюрреализм, кубизм, супрематизм, фовизм и ...
Мэрилин Монро
Мэрилин Монро – бывшая манекенщица Норма Джин Бейкер Мортенсон (1926 – 1962). Ее мать, Глэдис Бейкер, отдала грудную дочь семейству, где Норма Джин жила, пока ей не исполнилось 7 лет. После самоубийства отца Глэдис пережила нервный срыв. ...
Особенности
российской эпохи Просвещения XVIII века
Сознательное отношение к просвещению, к жизни Европы и нуждам России нашло свое выражение в деятельности ряда представителей отечественной культуры, и среди них, безусловно, первый по значимости — М. В. Ломоносов.
В самой натуре Ломоносо ...