«Тератологический» стиль в орнаменте был издревле связан с мифологическими верованиями, уходящими в далекую древность. У различных народов — древних кельтов, германцев — можно встретить элементы звериного стиля, но нигде он не достигали такой поэтичности, как в русской культуре. В западноевропейской практике тератологические мотивы искусно вплетались в саму орнаментальную вязь и являлись составной частью инициала. Затейливое переплетение цветущих розанов, пышных листьев, розеток также привлекало внимание (6).
Узор так запутан, что в нем трудно выявить отдельные изображения, связать хвосты дракона с его же головами и шеями, проследить изгибы змеиных тел или стеблей растений. Такая драматическая напряженность была характерна именно для западноевропейского сознания, в русском же зверином орнаменте животные лишены ощущения борьбы. Каждое изображение животного само по себе самоценно.
Образ зверя «ставит» акцент в непрерывной линии орнамента. Безусловно, в кельтском, немецком, английском искусстве зверь представляет собой часть орнаментального завитка, он заметен только при тщательном изучении сплетения линий. В русской культуре художник более внимательно относится к «зверю». В миниатюрных лицевых изображениях на общем фоне «плетенки» можно различить голов зверя, его хвост, лапы (8).
Рассматривая компоненты, составляющие характеристику орнамента, как базисную единицу народного искусства, знакомясь с художественным языком орнамента, можно сказать, что он гораздо сложнее, чем кажется при первом восприятии.
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяют ткань, а кисть – иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр.
Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта.
Они применимы и для кухни в виде скатерти, салфеток, прихваток, для гостиной как диванные подушки, и декоративное панно, для спальни :покрывала, наволочки на подушки.
Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны тем, что других таких нет во всем мире.
Сегодня вокруг лоскутного шитья царит оживление не только в России, но и в тех странах, где оно появилось раньше, чем у нас. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.
Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута.
Термин «лоскут» имеет два значения: первое – лоскут как единичный элемент, деталь; второе – лоскут как материал для производства.
Продолжая и развивая традиции, современные мастера разрабатывают новые, удивительные узоры и находят необычные цветовые сочетания.
Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Другие публикации:
Художественная самодеятельность и профессиональное искусство
Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар ...
Особенности внимания у спортсменов в процессе
тренировки по мини-футболу
Успешность игровых действий футболистов, по данным Г. М. Гагаевой, В.В.Медведева и др., в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и пер ...
Готическая архитектура
Название "готика" происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Шпили костелов, тянущиеся в небо. Готика как вечная попытка идти вверх, подняться к небесам. Самый к ...