Западноевропейская культура

Материалы » Западноевропейская культура Нового времени XVII-XIX веков » Западноевропейская культура

Страница 1

В ХIХ веке европейская культура достигает своей зрелости. В большинстве европейских стран утверждается капиталистическая система хозяйствования, основанная на крупном машинном производстве. Новая техника меняет условия труда, которые постепенно становятся все более комфортными. В культуре отмечается рост цивилизационных процессов. Это существенно меняет внешний облик человека и окружающий его предметный мир. Культура становится важной частью общественной жизни. Развитие капитализма в странах Западной Европы первой половины ХIХ века сопровождалось формированием мощного рабочего движения. Англия стала родиной профсоюзов. В этих условиях возник марксизм - учение К.Маркса (1818-1883) и Ф.Энгельса (1820-1895) об общественном развитии - оказал огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса в 1864 г. был образован I Интернационал - Международное товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в Париже свою власть. После поражения Парижской Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали возникать социал-демократические партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании ХIХ столетия марксизм занял одно из ведущих мест. Вместе с тем, в общественном сознании Европы формируются и иные взгляды. В философии складываются основные идеи позитивизма.

Позитивизм (латин. - positivus - положительный, фактический) - одно из главных направлений, по которому развивается западная философия на протяжении ХIХ-ХХ веков, исходящее из того, что, только используя данные научного опыта, человек способен познать факты и явления жизни. Основоположники позитивизма - французский философ Огюст Конт (1798-1857) и английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903) сформулировали ряд культурно-эстетических теорий, которые оказали серьезное влияние на становление в конце века в Европе и США будущей «массовой культуры».

В западноевропейской культуре второй половины ХIХ в. достойное место занимает иррационалистическая линия в философии, представленная трудами Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900). В своих философских и культурологических сочинениях они:

- подменяли разумное основание мира неразумной, иррациональной, интуитивной волей;

- принижали значение разума и мышления, акцентируя имморальный произвол личности.

Шопенгауэру и Ницше принадлежит авторство т.н. «элитарной концепции» развития культуры. Производителем и потребителем элитарной культуры, с их точки зрения, является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мысли философов, обеспечивает общественный прогресс. Поэтому культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части:

- «людей гения», то есть способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности;

- «людей пользы», то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность.

В культурологической концепции Ф.Ницше, сформулированной им в известных трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной творческой восприимчивостью.

В сознании европейцев ХIХ века прослеживается стремление быть полезным обществу, а культура приобретает демократические и светские черты. Доминирующая городская культура способствовала не только интенсивному развитию промышленного производства: машиностроения, энергетики, металлургии и пр., но также стимулировала процессы образования и науки. По всей Европе формируется система школьного и профессионального образования, возрастает количество студентов, обучающихся в университетах. Нормой европейской культуры становится стремление повышать свой образовательный уровень. С начала ХIХ в. наука становится востребованной европейским сообществом в полном объеме, данные одного типа знания широко используются для развития другого. Наиболее фундаментальными научными достижениями века являются:

- открытие немецким микробиологом Робертом Кохом (1768-1839) возбудителя туберкулеза (палочка Коха);

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Ермолова и театр
К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Эстрелья ("Звезда Севильи" Лопе де Вега, 1886), Федра (о. п. Расина, 1890), Сафо (о. п. Грильпарпера, 1892), Офелия (1878, 1891), Гермиона ("Зимняя сказка", 1887), леди Макбет ...

История создания коллекции картин Эрмитажа импрессионистов и постимпрессионистов
В краткой справке трудно охарактеризовать исключительное богатство и многообразие хранящейся в Эрмитаже коллекции произведений французского искусства. Она охватывает огромный, почти пятисотлетний период, от ранних памятников французского ...

Образ бабочек в творчестве художников-фарфористов
Наряду с японским и китайским фарфором, в настоящее время большой популярностью пользуется и европейская фарфоровая посуда. Фарфор в наше время большей частью, конечно же, не производится вручную, как изделия старинных мастеров, его произ ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы