Византийская империя возникает в IV в. при распаде Римской империи и существует до 1453 года. В отличие от западно-европейской, византийская культура не испытала значительного влияния варваров. Напротив, последние, в первую очередь славяне, активно перенимали и усваивали византийские культурные нормы. Религия с самого начала оформилась как христианская: всякая значительная мысль выражалась в образах христианской мифологии, когда Библия и труды «отцов церкви» играли роль абсолютно авторитетного источника. Характерно христианское мироотношение к земной жизни: пренебрежение земными благами (по крайней мере, декларируемое), рассмотрение в качестве основной задачи человеческой жизни подготовку к смерти и переходу в вечность. Высшие ценности (в соответствии с христианским каноном) – смирение и благочестие, ощущение собственной греховности и аскетизм.
Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. Оно имеет социальные и духовные, религиозные корни. В социальных выражаются потребности мировоззренческого освоения и обеспечения нарождающейся новой реальности – феодальных отношений, требующих во многом нового понимания и реализации личной свободы. Если в языческой античности свобода и гражданство взаимообуславливали друг друга, то феодализм предполагал свободу человека как отказ от гражданства, поглощающего личность, а также рабства, сковывавшего развитие производства.
Христианство в значительной мере было подготовлено греко-римской языческой духовной культурой. В ней появляются имеющие принципиальное значение для христианства идеи Бога как бесконечно чистого духа, связи человеческой души с Божеством, внутренней свободы человеческой личности в ее отношении к внешнему миру, его противоположности миру духа, потребности в искуплении, наконец, идея Логоса как посредника между богом и людьми.
В становлении христианства сыграли большую роль религиозные тенденции позднего эллинизма – синкретизм (взаимное проникновение) различных верований, в частности, восточных мифов о страдающем, умирающем и воскресающем боге; сближение всех религий, усиление идеи единобожия; индивидуализация религии как личного дела человека; необходимость чуда, сверхъестественной помощи для избавления от греховности земной жизни, враждебной человеку; личностное понимание абсолюта.
Как мировая религия, христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и социальной организации. Основные идеи христианства – греховность человеческого рода; спасение, необходимое каждому человеку; искупление грехов перед богом, сострадание.
В христианстве религией становится всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям в их сыновности божьей, равенство людей перед богом. Христианство явилось удачным ответом на потребности масс в положительном идеале. Оно ставило перед людьми новую цель, соединяя надежду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом царстве божьем, обосновывало идею братства людей, равных в грехе и искуплении, санкционировало разрыв верующих с враждебным им земным миром.
Христианство во многом отличается, часто до противоположности, от античного язычества. Для христианства характерны: ориентация на внутренний мир человека (античность – на внешний); вера в чудо, авторитет (разум); греховность земной жизни (радость земного бытия); приоритет духовного над телесным (культ телесного бытия); смирение человека (активность); аскетизм (полнота жизни); установка на улучшение человека (помощь)) и др. Последнее является важной особенностью Христианства как выраженной нравственной религии, имеющей установку на духовное совершенствование человека с целью пробудить стремление к единению о богом и, тем самый, обрести лучшую жизнь.
Став мировой религией, христианство проповедовало смирение перед государственной властью, хотя и пыталось стать выше ее, обнаружило нетерпимость в отношении античного свободомыслия и гуманизма и в этом смысле нанесло удар по античной культуре.
Другие публикации:
Художественная культура
Особенностью художественной культуры второй половины 19 века был нравственный максимализм и литературоцентризм. Это было время высшего расцвета реализма.
художественная литература пореформенного времени представляла собой яркое созвездие ...
Великая философия культуры великого века
Век классики в развитии европейской культуры начинается с классической немецкой философии, у истоков которой стояли Кант и Гегель. В плоть и кровь этой философии вошла французская революция, «даже став консерватором, Гегель не мог предста ...
Комплекс упражнений на тренировку элементов внутренней техники актера
Цель: Развить у студентов организованность, коллективность, законченность действий. Тренинг сосредоточенного и рассредоточенного многоплоскостного внимания. Совершенствование зрительных восприятий и зрительной памяти. Наблюдательность, во ...