После проведения самого карнавала через несколько дней проходит еще парад победителей, которые дают показательные выступления. На этом параде представлены лучшие школы самбы. Считается, что современные школы самбы произошли от исполнителей ранчос. Ранчос это особое соревнование танцоров, в котором нужно было не просто станцевать, а показать любовную историю. Такие истории воплощались с помощью танцев и проходили эти соревнования на редкость торжественно и очень романтично. Надо сказать, что мелодии и ритмы очень сильно отличались от тех, которые используются в современной самбе. Видимо самба более соответствовала эмоциональному настрою танцующих и более вдохновенно передавала историю их любовных переживаний.
Сейчас на карнавале сюжеты, передаваемые с помощью танца, несколько расширились по тематике. Это может быть историческое событие или легенда, танец может быть посвящен какому-то человеку. Каждая школа разрабатывает и разыгрывает на карнавале свой сюжет. Для каждого сюжета разрабатываются и изготовляются костюмы, отражающие показываемую эпоху. Костюмы должны соответствовать сюжету и месту действия. Естественно, посмотреть на такое красочное зрелище приезжает большое количество туристов.
Карнавал имеет языческое происхождение от празднеств и оргий Античности, от танцев Средних Веков и от маскарадов эпохи Возрождения. В Бразилию он пришел в XVII веке от португальцев. Тогда он назывался "энтрудо" и представлял собой шуточную игру, в которой люди бросали друг в друга меха с водой и муку. В начале века возникают карнавальные общества, формировавшие свои колонны, группы и процессии, проходившие на карнавале с пением и танцами. В 1899 году пианист Шикиньа Гонзага (1847-1935) создает марш "О-абрэ-алас". Он первым начал писать музыку специально для карнавала.
Школы самбы. Это ассоциации, шествующие во время карнавала в карнавальных костюмах, представляя аллегории и хореографические постановки на тему, которая специально выбирается на каждый год. Многие из них устроены по типу предприятий и имеют платных служащих. Фигуранты идут построенные в колонны (крылья) и поют фирменную для своей школы самбу. Концепция костюма и порядок следования колонн и аллегорических повозок (своего рода парад школ самбы) определяются карнавалеско - художественным руководителем зрелища.
Первое крыло - это передовая комиссия, функция которой - представить школу самбы. Затем следует машина, на которой установлена эмблема школы и тема представляемой аллегории. Но независимо от представляемой темы имеются также и постоянные фигуранты. Каждяа школа, например, имеет три смешанных пары для общего руководства парадом и несения знамени. В других крыльях идут "байаны" - ветеранки школы, дети и музыканты (барабанщики). Музыкальное "крыло", выполняющее роль парадного оркестра, состоит исключительно из ударных инструментов, гитары, кавакиньо и танцоров, исполняющих танец на выбранную тему.
Само выражение "школа самбы" возникло в Рио-де-Жанейро в 1928 году. Композитор Измаэл Силва (1905-1978) первым употребил это выражение, говоря о своей карнавальной группе "Дейша-Фалар". Первый официальный парад прошел в 1935 году. Парады самбы проводятся по всей стране, но в Рио-де-Жанейро они имеют самую глубокую традицию и наибольший размах: 69 школ самбы поделены на шесть групп. Особой является первая группа, состоящая из 14 самых больших школ. Жюри для определения победителей среди школ состоит из 36 членов, которые оценивают по системе от 1 до 10 баллов по таким пунктам, как ударная музгруппа, тематический танец, гармония, движения в танце, костюмы, и т. д. Каждая школа должна выступать не менее 65 и не более 80 минут. За каждые пять минут сверх отведенного времени снимается одно очко.
Кроме карнавала в Рио-де-Жанейро, широко известны также карнавалы в Баии и в Пернамбуко (два штата на северо-востоке Бразилии). Эти карнавалы менее зрелищны, но очень интенсивно отмечаются на улицах этих городов.
Карнавал Баии характеризуется так называемыми "электрическими трио": на грузовиках устанавливается сцена и звуковая аппаратура мощностью до 100 000 ватт, что позволяет устраивать движущееся по всему городу шоу. Созданные в Баийа, они "зажигают" карнавал для миллионов танцующих за ними людей. Первая такая движущаяся сцена появляется в 1950 году (Додо и Осмара). Трио доминируют на карнавале в Салвадоре (столица штата), наряду с шествием негров, красавиц и оркестров. Кульминация баийского карнавала наступает, когда трио съезжаются на площади Кастро-Алвес.
Карнавал Пернамбуко характеризуется "фрево" - музыкальный жанр и танец. Это музыка в довольно быстром ритме в исполнении ударных и духовых инструментов, под которую исполняются почти акробатические танцы. При этом танцовщики используют маленькие зонтики. На карнавалах в Ресифи и Олинде (штат Пернамбуко) устраивается парад клубов фрево.
В современном обществе, мире, с его быстрым темпом, люди иногда забывают о простых радостях жизни. Забывается умение хорошо, по-доброму веселится, в кругу и друзей, и совершенно незнакомых людей. Карнавал –время, когда праздник захватывает, обескураживает и манит за собой в стиле самбы. Карнавал - прекрасное время, когда все зрители и актеры наполнены единым чувством танца и песни. Это прекрасная возможность оторваться от забот и проблем и окунуться в Праздник.
Другие публикации:
Достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX
века
В XIX в. название «Беларусь, Белоруссия», наконец, закрепилось за всей территорией нашей ныне суверенной страны (еще в XVIII в. оно относилось преимущественно к ее восточным областям). В течение нескольких десятилетий после присоединения ...
Фэндом и возникновение молодежных субкультур
Панк с причёской «ирокез». Вызывающий имидж молодёжных субкультур — одновременно выражение протеста и «униформа», позволяющая узнавать своих[4]
Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предме ...
Расцвет древнерусской
культуры в ХI
– начале ХIII вв
К XII в. византийские новшества, привнесенные на славянскую почву в связи с крещением, оказались органично включены в развитие национальной культуры, составив с ней неразрывное единство. Цивилизационное влияние последнего осколка античног ...