Эпоху классицизма называют «золотым веком» мебельного искусства. И это не удивительно. Возникший в конце 18 века, в период социально-политических преобразований в странах Европы данный стиль в себе отпечаток господствовавших в то время идей Просвещения и зарождавшегося рационализма. В искусстве того времени происходило переосмысление богатейшего наследия прошлых эпох. А основу любых произведений искусства брались только лучшие образчики прошлого, отсеивалось все ненужное и наносное.
Для классицизма характерны чистые, геометрически правильные, непрерывные плоскости с ярко выраженной осевой симметрией расположения всех элементов. И хоть в мебельном искусстве античное наследие проявлялось наиболее сильно, архитектурных элементов в декоре встречается значительно меньше, впрочем, как и самих украшений. Мебель приобретает более рациональный, строгий вид, становится более демократичной. В отделке чаще всего встречается маркетри, инкрустации и аппликации бронзовыми пластинками. В дизайне же интерьера в целом усиливаются тенденции, тяготеющие к простоте форм.
Мебельное искусство эпохи классицизма в разных странах имело свои отличительные особенности. Во Франции вошли в моду комоды, письменные и консольные столы, женские письменные шкафчики, ширмы, почти лишенные украшений. В их качестве выступали структурные ребра, выделявшиеся на абсолютно гладких поверхностях. Орнаменты же напоминали древнегреческие: меандр (геометрический узор в виде ломанной или кривой линии с завитками), тесьма, цветочный венок или розетка. Мебель для сидения покрывалась неглубокой резьбой, обивалась гобеленом, расшитой тканью, шелком. Из различных пород дерева для украшения различных видов мебели предпочтение отдавалось красному, розовому, черному дереву, net и палисандру. Широко применялась позолота и лакировка по белой либо слегка розовой краске.
Стилистика английского классицизма была также ориентирована на античные образцы. Однако развитие шло по трем направлениям. Мебель художника Роберта Адама отличалась простотой и чистотой контуров с легким, не бросающимся в глаза профилированием. Его стулья и кресла были легки, ажурны, изящны. Спинки имели овальную форму, а ножки сужались к низу. Орнаменты же для украшения художник использовал те, что были найдены при раскопках Помпеи.
Шератон в своей работе отдавал предпочтение строгому классицизму. Его мебель была максимально функциональна, отличалась предельно простыми, конструктивными формами. Но самое главное – именно он изобрел первые образцы удобной, многофункциональной мебели.
Хеппельвайт же был приверженцем французских традиций. И до сих пор его творения считают одним из самых красивых в английском мебельном искусстве. Они покоряют своей элегантностью наравне с тонкостью в отделке и декорировании. Именно Хеппельвайт создал так называемые «ушастые» кресла, которые имели к тому же большое количество разновидностей.
В Германии классицизм распространялся значительно медленнее, чем в других странах Европы. Мебель здесь была более тяжела, грубовата в исполнении, многие формы для нее немцы переняли из стиля барокко.
Наиболее оригинально классицизм проявил себя в Австро-Венгрии. Здесь он получил название «стиль девичьих кос». Именно на них были похожи стилизованные изображения, применяемые в отделке. Однако в целом стиль отличался простотой линий и гармоничностью цветовых сочетаний. Для мебели характерны тщательная проработка деталей и тонко выполненное оформление бронзовых ручек дверец и ящиков, а шкафы изготавливали на основе рамочных конструкций. Шпонирование же изделий производилось в стиле барокко либо в виде шахматной доски.
Другие публикации:
Екатерининский дворец
Ярким примером Русского барокко является Большой Екатерининский дворец в городе Пушкин (ранее Царское Село). История Ленинграда и пригородов тесно взаимосвязана. Город на Неве и многочисленные дворцы и парки вокруг него представляют по су ...
Принцип действия фотографии
Принцип действия фотографии основан на получении изображений и фиксировании их с помощью химических и физических процессов, получаемых с помощью света, то есть электромагнитных волн, излучаемых непосредственно или отражённых.
Изображения ...
Сэр Генри Уоттон
Вскоре здание было отстроено заново, уже из камня; соломенное перекрытие над глубинной частью сцены было заменено черепичным. Труппа Бербеджа продолжала играть во «втором Глобусе» до 1642, пока пуританским парламентом и лордом-протектором ...