Развитию строительного дела, архитектуры способствовал рост городов, которые располагались вокруг укрепленной части города (акрополя), расположенного на холме. На его вершине находилось святилище с храмом, посвященным богу-покровителю города, у подножия - жилые кварталы, где селились ремесленники. Архитектура является одной из форм материальной культуры, поскольку связана с меняющимися потребностями человека, с развитием науки и техники. Но она представляет собой также вид художественной культуры, так как отражает строй общественной жизни, уровень духовного развития, его эстетические идеалы, культурные ценности.
Эти ценности, эталоны воплощаются не в хозяйственных и жилых постройках, а в храмах. Относительно примитивные постройки гомеровского времени из глины и кирпича-сырца сменяют более совершенные здания из камня - жилища, общественные постройки (булевтерии - дома для собраний совета, палестры, стадионы, театры и пр.). Если жилища греков просты, то храмы как культурная ценность - хранилище казны, художественных сокровищ, место поклонения богам, являющееся центром культурной и общественной жизни, были величественны и монументальны, но они не подавляли человека своими размерами. Греческая архитектура ориентирована на человека и соразмерна с ним, в чем воплотилась одна из важных особенностей древнегреческой культуры. Архитектурные сооружения предстают в гармонии со средой, органично вписываются в пейзаж и основываются на специфической системе соотношений несомых и несущих частей, называемой ордером (от латинского "ордо" - строй, порядок).
Греки выработали различные типы построек, например, храм периптер (прямоугольник, окруженный колоннами), украшенный скульптурой, скульптурными рельефами, представлявший собой целый комплекс, ансамбль, включающий архитектуру, скульптуру, живопись. Наиболее древний ордер дорический. Он сложился на основе строительного опыта дорийских племен и отличается суровой мощью, некоторой тяжеловесностью, массивностью. Его характеризуют строгие, простые колонны с продольными желобками, простая капитель (верхняя выступающая часть колонны), двухскатная крыша, треугольный фронтон - часть фасадной стены под кровлей. (Например, храм Аполлона в Сиракузах, сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины на острове Эгина, храм Зевса в Олимпии). Затем складываются ионический, коринфский, эолийский ордера. Ионический ордер - более легкий, изящный, сформировался в богатых торговых городах, видимо, не без влияния Востока. Колонна имеет базу и завершается двумя завитками. Хорошо известны храм Артемиды (архитекторы Херсифон и Метаген), храм Геры на острове Самос. Коринфский ордер похож на ионический, но украшен более сложной капителью с растительными узорами.
Шедевром мировой архитектуры считается ансамбль афинского Акрополя. В новых условиях он стал не столько оборонительным сооружением, сколько религиозным и художественным центром города. Здесь хранилась казна, сюда направлялись в праздничные дни торжественные процессии. В создании Акрополя принимали участие лучшие мастера: Иктин, Каликрат и др. Они соединили при строительстве Парфенона (храма, посвященного Афине-Парфенос или Афине-Деве) черты дорического и ионического ордера. Здесь поражает гармония с окружающей средой, естественным рельефом, сочетание с другими видами изобразительного творчества. Внутри храма Фидий поставил 12-метровую статую Афины.
Другие публикации:
История возникновения и развития лоскутного шитья
Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции - мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой или лоску ...
Основные представители эпохи Возрождения
Франческо Петрарка (1304—1374) — родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель. Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Итали ...
Художественное самодеятельное творчество Беларуси:
состояние, проблемы, перспективы
Необходимость искусства и незаменимость художественного творчества очевидна. Главная социальная ценность культуры и искусства в том, что они являются механизмами регулирования общества. И сейчас нам как никогда необходимо проявление творч ...