Георгий Лукомский

Материалы » Георгий Лукомский

Страница 1

Георгий Крескентьевич Лукомский (1884-1952) – одна из самых заметных, можно сказать, знаковых фигур в архитектурной жизни России Серебряного века. Архитектор по образованию (ничего не построивший), он снискал широкую известность как талантливый художник-график, изображавший памятники зодчества, и на редкость плодовитый писатель об архитектуре – критик и историк. Вся многогранная творческая деятельность Лукомского была проникнута ретроспективным мироощущением. Ревнитель художественной старины, естественно, выступал и поборником возрождения классицистических традиций в новом строительстве. По возрасту он принадлежал ко второй волне мощного ретроспективного движения, у истоков которого стояли «мирискусники» во главе с А.Н. Бенуа, заново открывшим для современников своеобразную красоту старого Петербурга. Детство и юность Георгия Лукомского прошли в Калуге, Орле и Казани. Окончив в 1903 г. Казанскую художественную школу со званием техника по архитектуре и учителя рисования, он поступил на архитектурное отделение Академии художеств, где занимался без увлечения, с перерывами и получил диплом лишь в 1915 г. К этому моменту Лукомский уже прочно занял свою «нишу» в профессиональной среде. Важную роль в его развитии сыграло влияние пассеистских идей и образного языка «Мира искусства» и, конечно же, постижение наследия петербургского зодчества. Сильнее всего привлекали Лукомского историческая среда и неповторимый колорит старых городов. Долгие поездки по России и Европе давали обширный материал для творчества. Уже на выставках 1909-1910 гг. он предстал вполне сложившимся художником. Тогда же появились его первые публикации – обзоры современной архитектуры и очерки провинциальной старины. Они совпали с принципиальной сменой вех – общим поворотом от модерна к неоклассицизму. Энергия и оперативность, острота взгляда и суждений выдвинули Лукомского в число ведущих авторов, печатавшихся в журналах «Зодчий», «Старые годы», «Аполлон», «Столица и усадьба». Влюбленный в старину, Лукомский не только ностальгически описывал картины прошлого, но и решительно боролся за сохранение памятников, сотрудничая с разными обществами и музеями. Вместе с тем именно он взял на себя роль главного летописца и проповедника идей петербургской неоклассики. Высший расцвет его издательско-литературной деятельности наступил в годы Первой мировой войны, когда одна за другой вышли в свет книги «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства», «Старинная архитектура Галиции в очерках и рисунках Г.К. Лукомского», «Прогулки по старым кварталам Парижа», издания о памятниках отдельных губерний. В этом ряду, впечатляющим тематической широтой, для нас особенно значима дилогия «Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы» и «Современный Петроград. Очерк истории возникновения и развития классического строительства. 1900-1915», выразившая квинтэссенцию столичного ретроспективизма в канун революционных потрясений. Поразительно, что такие результаты были достигнуты, в сущности, молодым автором тридцати с небольшим лет.

Г.К. Лукомский – график, акварелист, историк архитектуры, занимался изучением памятников исторического прошлого, председатель Художественно-Исторической комиссии (ХИК) по превращению дворцов Царского Села в музеи.

Список его публикаций огромен. Им написаны такие монографии, как Прогулки по старым кварталам Парижа (СПб, 1912), Кострома (совместно с В.К. Лукомским, СПб, 1913), Вологда в ее старине (Пг., 1914), Старый Петербург. Прогулки по старым кварталам (Пг., 1916), Памятники старинной русской архитектуры в типах художественного строительства (Пг., 1916) и многие другие. Лукомский активно участвовал в работе Музея старого Петербурга и в различных выставочных комиссиях.

После Февральской революции Лукомский стал активным сотрудником Особого совещания по делам искусств при комиссаре над Бывшем Министерством двора и уделов Ф.А. Головине и возглавил работы по описи и реставрации памятников Царского Села. Г.К. Лукомский был избран председателем Художественно-Исторической Комиссии (ХИК).

Художественно-Историческая комиссия работала при Управлении царскосельскими дворцами на правах автономии и подчинялись комиссариату имуществ Республики, заменившему Министерство двора. В январе 1918 г. была создана Коллегия по делам музеев и по охране памятников искусства и старины при Народном комиссариате имуществ, которая приняла на себя руководство художественным наследием царскосельских дворцов. Главной задачей ХИК на всех этапах работы являлось составление новых описей, которые в отличие от дореволюционных, выполняли роль первых музейных инвентарных книг и каталогов. До конца 1930-х г. они являлись официальными документами.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Пейзаж
Самый древний вид пейзажа - изображение первозданной природы, сельской местности. Таково изначальное понимание французского слова "paysage" и нем. Landschaft (образ села, образ земли), которые за три столетия прочно укоренились ...

Эго-футуризм
Игорь Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом. Прибавив к этому слову другое - "эго". Получилось -эгофутуризм. ("Я-будущее" или "я в будущем"). В октябре 1911 в Петербурге был организован кр ...

Фольклорный танец
Фольклорный танец подразумевает соучастие зрителей, в нем запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Это обычно танец анонимного происхождения, передающийся от поколения к поколению. Хотя фольклорный та ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы