За полтора года работы Художественно-Историческая комиссия завершила описание имущества царскосельских дворцов, организовала охрану художественных ценностей, начала реставрацию музейных экспонатов, парковых павильонов, интерьеров дворца, в том числе Агатовых и Янтарной комнат, завершила ремонт Камероновой галереи. Осуществлялась сложнейшая задача по превращению бывших царских резиденций в художественные музеи. Одновременно открывались для посетителей павильоны Эрмитаж, Адмиралтейство, Турецкий киоск, Концертный зал, Вечерний зал, Детский остров, Белая башня. Результаты этой работы получили частичное отражение в двух каталогах, составленных Г.К. Лукомским, под общим названием Дворцы-музеи Царского Села.В конце 1918 г. меняется система управления пригородными дворцами. Художественные комиссии преобразуются в Художественные отделы при Управлениях дворцов-музеев. Лукомский передает дела и уезжает в отпуск, из которого уже никогда не вернется ни в Царское Село, ни в Россию. В ноябре 1918 г. он уехал в Киев, где организовал и возглавил художественный музей из частной коллекции Б.И. Ханенко (ныне Музей восточного и западного искусства). В 1921-1924 гг. жил в Берлине, с 1925 г. – в Париже. В 1940 г. поселился в Англии, где провел последние годы.В 1920-е гг. сотрудничал как в эмигрантских журналах, так и в советских изданиях. В 1923 г. Лукомский опубликовал в Берлине мемуарные очерки, в том числе в виде небольших книг Художник и Революция и Музей Ханенко, посвященные его участию в музейном строительстве в послереволюционный период.
Коллекциям Царского Села посвящены написанные им в разные годы книги: Г.К. Лукомский. Дворцы-музеи Царского Села. Краткий каталог музея Большого Екатерининского дворца. Пг. 1918. Г.К. Лукомский. Дворцы-музеи Царского Села. Краткий каталог музея Александ-ровского дворца. Пг. 1918. Г.К. Лукомский. Художник и революция. Берлин, 1923. Г.К. Лукомский. Царское Село. Описание дворцов, сада и павильонов. Мюнхен, 1923. Г.К. Лукомский. Мебель. Берлин, 1923. Lukomskij G. Zarskoje Selo. Innenräume und Möbel des ehemals kaiserlich russischen Residenzschlosses. Berlin, 1924. Lukomskij G. Les demeurs des Tsars. Les Palais des Emprereurs de toutes les Russies. Paris, 1929. Lukomskij G. Furniture & interiors. Adapted & idited from the oridinal germantekst by Richard Garnier. Th. Heneage. London, 1987.
За границей художественная деятельность Лукомского по-прежнему сочеталась с литературной и критической. Он написал и иллюстрировал многочисленные книги на русском, украинском, немецком, французском, итальянском и английском языках о памятниках мирового зодчества, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, устраивал выставки русского искусства.
Последние годы его жизни неизвестны, как неизвестна судьба огромного архива Лукомского, оставшегося за границей, в том числе, цветных автохромов и черно-белых фотографий, вывезенных из Царского Села.
Другие публикации:
Захаров
Крупнейшим представителем русской архитектуры начала 19 в. был Андреян Дмитриевич Захаров (1761—1811), воспитанник Петербургской Академии художеств, впоследствии руководитель архитектурного класса Академии. Захаров был автором многочислен ...
Культурная система барокко
Понятие «барокко» возникло из сочетания двух значений: во-первых, «барокко» - это известная с XIII в. фигура силлогизма, ведущая к ложным заключениям; во-вторых, «барокко» - это жемчужина неправильной формы (порт. perola barroca). Оба зна ...
Джеймс Розенквист
30 лет на небосклоне американского искусства сияла звезда Розенквиста. Первая персональная выставка художника открылась в Нью-Йоркской «Грин Галери» Ричарда Беллами в 1962 году, а одна из последних проходила в Москве в конце зимы 1991 год ...