Екатерининский дворец

Материалы » Особенности русского барокко на примере Екатерининского дворца » Екатерининский дворец

Страница 1

Ярким примером Русского барокко является Большой Екатерининский дворец в городе Пушкин (ранее Царское Село). История Ленинграда и пригородов тесно взаимосвязана. Город на Неве и многочисленные дворцы и парки вокруг него представляют по сути своей единое целое. Да и застраиваться они стали практически одновременно. С освобождением русских земель от шведских завоевателей и началом строительства Петербурга начинается освоение и прилегающих к нему территорий. Так, уже в начале XVIII веке появляются первые сооружения - прообразы будущих дворцов - в пригородной зоне - там, где ныне разместились целые города: Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Павловск, Гатчина.

Создание блистательного ожерелья дворцов и парков вокруг города ознаменовало собой великое торжество русского народа, его победу в многолетней борьбе с иноземными захватчиками. Эта торжественность претворена и в оформлении дворцов, особенно петергофской резиденции царя. Именно это стремление было первопричиной столь пышного облика пригородных новостроек, характерного для стиля русского барокко с его подчеркнутой представительностью и праздничностью; именно торжество вновь свободной земли, а не стремление, как считают некоторые исследователи, царя и его приближенных перещеголять западноевропейцев.

Загородные резиденции возводились руками многих тысяч русских умельцев, согнанных сюда из различных уголков России. Великие замыслы выдающихся зодчих, скульпторов и художников воплощали в жизнь замечательные мастера, народные умельцы, искусство которых служит образцом для современников.

Большой Екатерининский дворец - это бывший императорский дворец. Он один из самых крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга.

В 1724 г. это сельское поселение стало называться Царским Селом.

Эта территория была подарена Петром I его жене Елизавете Александровне. В 1717 - 1723 годах для нее был выстроен небольшой каменный дворец и разбит регулярный сад. В период царствования Елизаветы в Царском Селе еще шире развернулись строительные работы, в которых принимали участие выдающиеся архитекторы М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский. Затем по проектам Б. Растрелли Царское Село превратили в один из самых грандиозных архитектурно-парковых ансамблей.

Дворец в Царском Селе был так украшен, что при ярком солнечном освещении на него нельзя было смотреть. Это вполне вероятно, так как только на наружное покрытие было потрачено "6 пудов, 17 фунтов и два золотника" червонного золота - более 100 кг.

Здание дворца было заложено по приказу Екатерины Великой в 1717 году, представляя собой позднее барокко.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием "каменных палат" Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого "палили из 13 пушек трижды". На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 - начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М.Г. Земцова, однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А.В. Квасов и его помощник Дж. Трезини, но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С.И. Чевакинский, который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство Царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли.10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и "живописностью" декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо - купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название "золотой". Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания - от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Джордж Лукас
Многие художники ждут признания десятилетиями. Лукас же в тридцать три года не просто прославился своей третьей картиной – знаменитыми «Звездными войнами» (1977 год), а навсегда вошел в историю кино. Успех «Звездных войн» был ошеломляющи ...

Дворец государя молдавского Дмитрия Кантемира – первый самостоятельный проект Ф.Б. Растрелли
Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя ...

Пантеон древнегреческих богов
Зевс – верховный бог, Гера – покровительница браков, Деметра – земледелие, Афина – война. Афродита – богиня любви и красоты, Гестия – богиня домашнего очага, Гефест – ремесло. ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы